Поисковики нашли боевую машину в августе 2021 года недалеко от деревни Подвеликое Дятловского района Гродненской области под толщей воды. СТЗ-5 был потерян в первые дни войны, при прорыве из окружения 3-й и 10-й армий Западного фронта. Тягач затонул, когда красноармейцы переправлялись через брод. В августе 2021 года реликвию вытащили, очистили от ила и песка и отправили за 2700 километров в уральский музей, где его уже ждали специалисты.
Художник-реставратор Сергей Фролов рассказывает, что сначала пришел в ужас, оценив объем предстоящих работ: за 80 лет в воде металлические детали проржавели, деревянные разрушились, верхняя часть кабины и двери вообще были утрачены.
В мае 2023 года специалисты приступили к консервации тягача. Согласно техническому заданию, будущий экспонат надо было разобрать на крупные узловые элементы, чтобы получить доступ к раме, элементам ходовой части и тягам, а затем заняться спасением мелких деталей. При этом важно было оставить максимум родных болтов, шплинтов, частей двигателя, даже доски кузова - все, что удастся сохранить. Задача, конечно, очень сложная: некоторые детали стали хрупкими, готовыми рассыпаться от прикосновения, при этом все резьбовые соединения закисли и покрылись коррозией, не открутишь. Сначала очистили, что могли, щетками разной жесткости, потом пошла в ход химия. Продвигаясь от узла к узлу, исследуя каждый сантиметр, реставраторы словно переносились в прошлое.
- Когда снимали многотопливные баки за кабиной, в куче песка обнаружили стреляные гильзы от винтовки Мосина и патрон от пистолета ТТ. Сразу представилась картина, как какой-то боец стоял в кузове, опираясь на кабину, и отстреливался. Это очень впечатлило, - делится Сергей Фролов.
А еще оказалось, что на резиновых бандажах опорных катков "сталинградского головастика" (так эту машину звали красноармейцы) сохранились даже литьевые швы. Когда расчистили приборную доску, удивились: счетчик километража показывал всего 600 км.
- Тягач был фактически новый. Когда вскрывали бортовые передачи, коробку передач и крышку клапанов двигателя для промывки и консервации, внутри состояние было идеальным, шестеренки как новые, не изношены, - отмечает Фролов.
После расчистки и консервации детали постарались вернуть на места. Чтобы не ошибиться, реставраторы составляли карту разбора - ведь документации на тягач у них не было. Очистив от коррозии металлические детали, стабилизировали их специальным составом, как и деревянные части, от дальнейшего разрушения. Сначала у музейщиков были планы восстановить оригинальный облик СТЗ-5, но от них отказались. Артиллерийский тягач стал частью экспозиции в том самом исходном виде, в каком его и обнаружили.
СТЗ-5 считался одной из лучших в Красной армии машин своего класса. Первые тягачи были выпущены в 1935-1936 годах, массовое производство началось в 1937 году. В годы Великой Отечественной с помощью таких тягачей буксировали артиллерию, перевозили грузы и людей. Именно СТЗ-5 везли орудия по Красной площади во время предвоенных парадов. А во время Битвы за Москву их начали использовать как базу для реактивных установок БМ-13 "Катюша".
По шоссе и налегке СТЗ-5 мог передвигаться со скоростью 22 км/ч, а на пересеченной местности, да еще и буксируя орудие, не быстрее 10 км/ч. Тягач был многотопливным, то есть мог использовать бензин, а при прогреве двигателя до 90 градусов переходить на керосин и лигроин. Всего на Сталинградском тракторном заводе было изготовлено 9944 таких машины, причем их выпуск продолжался даже во время битвы за город - 31 машина сошла с конвейера, когда вокруг уже гремели взрывы. Ближайшим родственником артиллерийского тягача был трактор СТЗ-3.