Как не попасться на уловки мошенников, "РГ" рассказал руководитель департамента информационной безопасности Банки.ру Тимур Гараев:
Звонки под видом сотрудников банка
Фишинговые звонки могут совершаться от мнимых сотрудников службы безопасности. Мошенники звонят под видом сотрудников банка или службы безопасности кредитного учреждения и общаются с потенциальными жертвами, побуждая их предоставить конфиденциальные данные, такие как номер банковской карты, код CVV, логин или пароль от мобильного приложения.
Звонки под видом оператора связи
Нередки случаи "подозрительных" вызовов от "нового оператора". Злоумышленники звонят, утверждая, что по независящим от абонента причинам со счета постоянно списывались крупные суммы и ему поменяли оператора связи. Чтобы "исправить ситуацию" человеку предлагают назвать платежные данные или коды из SMS.
В случае звонков якобы от имени сотового оператора могут просить уточнить паспортные данные, мотивируя просьбу новым федеральным законом. Далее просят подтвердить свою личность через Госуслуги и сообщить код из смс. Или направляют фишинговую ссылку, якобы на Госуслуги - где после ввода данных они становятся доступны мошенникам.
Сомнительные подписки
Бесплатный доступ к сервисам или продуктам - еще одна из распространенных схем вишинга. Вы получаете звонок с предложением бесплатной подписки на любые услуги или значительными скидками на конкретный товар. Далее под предлогом активации данной подписки или продукта у вас просят сообщить некоторые персональные данные. Вам нужно помнить, что для активации бесплатного использования услуг законного провайдера обычно требуется только установка или запуск приложения и авторизация в нем, а полноценные покупки осуществляются через защищенный официальный сайт компании.
Небезопасный банковский счет
Еще одна схема - звонки с просьбой перечислить деньги на "безопасный счет". Мошенники сообщают о необходимости перевода средств на некий "заблокированный" якобы по ошибке счет, чтобы они были в безопасности. Особо эмоциональным собеседникам могут засыпать упоминаниями проблем с полицией и банками, чтобы вызвать панику.
Звонки через мессенджеры
Этот вид мошенничества реализуется с помощью контекстной рекламы, которая приводит на сайт или в приложение мессенджера. Там разыгрывают некую сумму денег, но для получения выигрыша требуется оплатить "налог", "комиссию", сделать "страхование" или пройти еще одну регистрацию.
Звонки от "знакомых" и "родственников"
Злоумышленники рассчитывают на то, что жертва испугается, очень захочет помочь якобы близкому человеку и не станет перепроверять информацию, которая быстро сообщается по телефону. Жертву могут попросить прийти в отделение банка и совершить операцию с вводом данных, диктуемых злоумышленником по телефону, либо совершить денежный перевод на указанный счет. Такие звонки обычно совершаются с анонимных номеров или подменой номера вызывающего абонента (number spoofing).
Как не попасться на уловки мошенников
Чтобы не попасться на такие уловки, следует помнить несколько простых правил, которые помогут обезопасить себя и оставить ваши данные в сохранности. Во-первых, при возникновении сомнений нужно прервать разговор и самостоятельно перезвонить родственнику/другу и уточнить, действительно ли он звонил вам либо просил вас совершить какой-либо перевод.
Если вам звонят из банка, немедленно положите трубку и перепроверьте поступившую информацию в достоверных источниках. Также можно обратиться в свой банк и выяснить, совершались ли операции с вашего счета. Если сотрудники службы безопасности подтвердят их аномальность, то необходимо прийти в офис и написать заявление о противоправном использовании ваших персональных данных для проведения таких операций. Всегда сохраняйте бдительность и спокойствие.
Подвергайте сомнению любые просьбы переводов денег. По возможности расскажите о методах мошенников и как не попасться на их уловки самой уязвимой категории населения - детям и пожилым людям.