Интересно, что дефицит складов - скорее следствие проблемы, ее "начало" - в замедлении оборачиваемости товара. По данным Росстата, взрывного роста в экономике России в целом и в отдельных регионах не наблюдается, при этом дефицит складов стал острой проблемой с 2022 года. Фактически мы говорим об увеличении товарных запасов и ухудшении их оборачиваемости в полтора-два раза и, как следствие, активов компаний, уверяет Кристина Лапина, гендиректор "Маск". Сложившаяся ситуация приводит к значимому росту издержек компаний не только на аренду, но и на обслуживание кредитов и, как следствие (хоть и не резкому), росту цен на товары. Впрочем, продолжает Лапина, потребление "настраивается" и уже к концу года можно ждать его стабилизации.
Наиболее остро дефицит складов сказывается на небольших игроках, так как лидеры рынка (оперативно реагируя даже на такие ЧС, как внезапные пожары) могут строить склады под себя. "Свободные площади предлагаются в единичных объектах блоками до пяти тысяч квадратных метров, что не удовлетворяет спрос компаний, заинтересованных в размещении на более крупных площадях, вынуждая их рассматривать строящиеся объекты или строительство с привлечением подрядчика", - сообщают аналитики NF Group.
А вот недостаток спекулятивных объектов (построенных не под конкретного заказчика) так или иначе сказывается на цене товаров, в связи с чем предпринимателям еще сложнее конкурировать между собой на рынке.Конструктивно такие склады это помещения с высотой потолков от 10 до 12 метров, поэтому здесь рационально использовать высокие стеллажи и роботов-штабелеров, поясняет Андрей Соколов, директор производственного департамента Boxberry.
Кстати, строить выше нельзя, поэтому на рынке еще нет многоэтажек для хранения.
-Мы проводили оценки возможности строительства складов в 25-30 метров, но данные решения не выдерживают даже первичных проверок. В такой ситуации лучшим решением становится оптимизация, в первую очередь - через цифровизацию, в тренде инноваций - автоматизация и роботизация складов, решения на базе ИИ. "Умный" склад - это анализ и прогнозирование цепочки поставок, маршрутов, оценка потребностей и возможных убытков, - поясняет Максим Долгов, основатель Архитектурной мастерской DA.
Также хороший выход в условиях дефицита - использование экосистемы компаний, сдающих склады в аренду со своим штатом и транспортным парком, рассказывает Александр Анкушин, руководитель отдела по работе со средним корпоративным бизнесом ГК "Альфа-Лизинг".
Такие профессиональные логистические операторы значительно снижают расходы на управление и минимизируют риски.
Кроме того, набирает популярность относительно новый формат складских помещений - light industrial. Это промышленные здания, разбитые на блоки: отдельный вход, ворота и иногда с административным помещением, то есть небольшим складом с небольшим офисом.
Удобное расположение рядом с транспортными узлами привлекает игроков электронной торговли, которые рассматривают light industrial как распределительные центры и пункты выдачи заказов, - рассказывает Екатерина Анциферова, заместитель генерального директора по коммерции службы доставки Dalli.
Однако такие решения хороши в одном случае - при наличии складов последней мили, дарксторов, позволяющих доставить заказ до двери клиента.
Какие новые решения предлагает бизнес в условиях нехватки мест для хранения? Самые разнообразные, например - аренда полуприцепов. Стандартный полуприцеп имеет условный объем хранения более 90 кубических метров. Соответственно, 100 полуприцепов, расположенных на территории складского центра, позволяют увеличивать полезный объем хранения на 9000 кубометров. Кроме того, использование полуприцепов для дополнительного хранения позволяет более оперативно осуществлять перегрузку, отправку грузов, что уменьшает количество простоев техники, поясняет Максим Федоров, исполнительный директор "Федеральной транспортной компании "Сотранс".
Есть и более экзотические варианты. Как бы это футуристично ни звучало, "Амазон" получил патент на фулфилмент-центры, создаваемые в дирижаблях. Причем из фулфилмент-центров, расположенных в дирижаблях, товары до потребителей будут доставляться дронами, делится Иван Подкова, заместитель директора департамента стратегического консалтинга RRG.
Станислав Ахмедзянов, управляющий партнер "Инвест Бизнес Консалтинг":
- На самом деле нехватка складов в Петербурге никогда не была связана с ценами на складские помещения и с желанием строить их. Случалось так, что как только в Петербурге цена спекулятивно поднималась наверх, девелоперы начинали строить сразу и без подготовленных клиентов. Настоящая проблема в Петербурге - дорога. Там она только одна. Желание складовщиков сидеть на КАДе делает склады очень дорогими, а саму дорогу превращает в торговую аллею. Кроме того, в Санкт-Петербурге очень дорогая земля. Для сравнения: в 2020 году гектар земли в Москве стоил 13 миллионов, в Санкт-Петербурге - 30-35 миллионов. И это несколько лет назад! Разница огромная.
Кирилл Кулаков, президент СРО "Региональная ассоциация оценщиков":
- Себестоимость строительства за последние два года выросла в среднем на 35-40 процентов, что является стоп-фактором для заказа строительства складских помещений для собственных нужд.