Ситуация с взысканием долгов в России далека от стабильной. Только за 2022 год количество просроченных долгов увеличилось на 44 процента, в 2023 году ситуация лишь усугубилась. При этом стремительно растет нагрузка судебной системы и ФССП по долговым делам. Так, по данным аналитиков "ПКО "Агентство судебного взыскания", количество только судебных приказов, выносимых одним мировым судьей в Санкт-Петербурге, в среднем составляет 3229 в год. В работе у каждого мирового судьи находится примерно по 4000 производств. На одного судебного пристава-исполнителя приходится в среднем 6240 исполнительных производств, которые он обязан сопровождать до момента взыскания долга или фиксации невозможности взыскания.
Запредельная нагрузка приводит к затягиванию сроков правосудия. Так, средний срок ожидания взыскателем судебного приказа от момента поступления заявления в суд до получения бумаги достигает 90 дней. Средний срок возбуждения исполнительного производства в органах ФССП составляет 40 дней. Исполнительные производства, по которым устанавливается невозможность взыскания долга, растягиваются в среднем на два года. Необходимость обработки огромного количества физических документов влечет большие расходы на бумагу и печать, а перенос данных вручную с бумажных носителей в компьютер и обратно приводит к ошибкам, на исправление которых вновь тратится время и ресурсы судебной системы. Наконец, не единичны случаи утраты документов, которые приходится восстанавливать.
Казалось бы, в этих обстоятельствах внедрение электронного документооборота в сфере взыскания долгов становится безальтернативным решением. Ведь за него выступают как органы судебной и исполнительной власти, так и добросовестно работающие на рынке коллекторские структуры. По данным последних, плюсы цифровизации налицо: срок ожидания судебного приказа снижается до 37 дней, срок возбуждения исполнительного производства - до пяти или даже 1-3 дней. И, тем не менее, в 2023 году доля электронных документов, поступивших на исполнение, например, в органы УФССП по Ленобласти, составила немногим более одного процента от общего объема, сообщила заместитель главного судебного пристава Ленинградской области Анна Гаврилова, назвавшая эту цифру "критически малой".
Приставы Санкт-Петербурга и Ленобласти заверяют, что с их стороны нет препятствий для увеличения доли электронного документооборота. В то же время, по словам Гавриловой, взыскатели сообщают о проблемах при предъявлении приставами исполнительных документов в электронном виде, например, в кредитные организации. Людям внушает опасения и невозможность выпуска и получения взыскателем бумажного исполнительного документа при наличии электронного. "Они боятся ограничений их права на предъявление исполнительных документов в другой исполняющий орган", - поясняет Гаврилова одну из причин недоверия.
Вице-президент Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Елена Дюкарева сравнила эту ситуацию с той, которая была при переходе Росреестра на выдачу выписок о праве собственности вместо принятых ранее "солидных" бумаг о праве собственности на защищенных бланках с гербовыми печатями. Тогда это тоже вызывало массовое недоверие владельцев недвижимости, сегодня к выпискам без печати все привыкли. Однако в случае взыскания долгов причина пробуксовки - не только в консерватизме граждан и недостаточной популяризации цифровой модели среди взыскателей, но и в том, что к ней оказалась фактически не готова система мировых судей.
Так, в силу особенностей цифровизации судебной власти Петербурга, до сих пор ни один судебный участок мирового судьи города не размещен на портале электронного правосудия, нельзя подать заявления в адрес мировых судей Петербурга в электронном виде. Правда, у самих судей есть возможность направления в службу судебных приставов электронных судебных приказов. Но этой возможностью, как показывает практика, судьи пользуются очень неравномерно: если у одних за первый квартал 2024 года направлено более 500 таких приказов, то у других - ни одного. Эту аномалию не объяснить одной лишь косностью взыскателей (напомним, для издания приказа в электронном виде требуется их согласие). Ольга Листопадская, советник председателя Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга, одной из возможных причин назвала отсутствие у некоторых мировых судей электронной цифровой подписи. Кроме того, необходимо оснащать судебные участки современной компьютерной техникой и проводить обучение персонала безбумажным технологиям.
Более позитивную динамику в развитии электронного правосудия демонстрируют районные суды общей юрисдикции, хотя и они сталкиваются с тем, что истцы ждут бумажных документов: одни в силу привычки, другие - столкнувшись с "непониманием" со стороны тех же кредитных организаций, оперирующих счетами должников. Большинство банков, как будто забыв о цифровизации, до сих пор отказываются работать с электронными исполнительными документами, требуя бумажные аналоги. Как правило, речь идет о позиции не руководства, а отдельных банковских клерков, которые не разбираются в электронных судебных документах и не хотят учиться.
Одним из препятствий на пути "электронного права" в настоящее время оказался и сбой в работе программно-технического комплекса внешнего информационного взаимодействия ГАС "Правосудие", из-за которого система отправки и получения электронных исполнительных документов с конца февраля 2024 года практически не функционирует. Сейчас предпринимаются усилия по восстановлению работоспособности системы, но сроки их завершения неизвестны.
Вице-президент ЛОТПП Елена Дюкарева подчеркивает, что от внедрения электронных исполнительных документов прежде всего выигрывают сами взыскатели. "Ведь бизнес состоит в том, чтобы быстро получить деньги, а не ждать несколько лет исполнения (судебного) решения", - отметила Дюкарева в комментарии "РГ". В этом же заинтересованы судьи и судебные приставы, которые, однако, нуждаются в технической, кадровой и финансовой поддержке электронного документооборота.
"Свою роль мы, во-первых, видим в предоставлении качественной дискуссионной площадки для обсуждения этого больного вопроса, чтобы он не сводился к взаимным претензиям и написанию жалоб. Вторая наша задача - донести проблему до лиц, принимающих решения. Помочь компаниям-взыскателям обозначить свою проблему - это уже многое значит. Но также важно понять не только, "кто виноват", но и "что делать". Вынося этот диалог на федеральный уровень, мы можем высказывать свои предложения", - пояснила вице-президент ЛОТПП. По итогам дискуссии Елена Дюкарева предложила создать рабочую группу, в которую включить профессиональных участников долгового рынка, представителей палаты и профильных госструктур.