На мой взгляд, если нежность здесь и присутствует, то весьма затаенно: авторы зрелища объединили четыре сказки Щедрина ("Премудрый пескарь", "Верный Трезор", "Коняга" и "Дикий помещик") сквозной историей - "Рождественской сказкой", повествующей о добром мальчике, который пытается применить на практике те христианские постулаты, которые внушает ему на уроках учитель богословия. Разумеется, при столкновении с действительностью постулаты эти зачастую нарушаются самым грубым образом.
Пожалуй, самое симпатичное в этом камерном спектакле - работа с масками и куклами. Писатель (Роман Керн), несколько утрированно загримированный под Щедрина, так обаятельно обращается с куклой Мишей, что она и впрямь одухотворяется, оживает в его руках и в руках его коллег по сцене.
Мама Миши (Мария Протасова), укладывает чересчур впечатлительного сына в постель, а сама тем временем перевоплощается то в Премудрого пискаря, то в купчиху Воротилову, то в других персонажей щедринских сказок. Такие же превращения претерпевают и другие обитатели мишиной жизни: нянька Степанида (Карина Муса), служанка Граня (Елена Ташаева), учитель Павел Филиппович (Максим Демченко).
Словно в тягучих гриппозных снах Миша видит свои сказки - жутковатые истории то про подводное царство, где трусливая "мудрость" мешает прожить полноценную жизнь, то про соседский двор, где беззаветно верная собачья служба оборачивается в ответ черной неблагодарностью… Истории про одичавшего помещика и замученную непосильным трудом конягу выглядели бы настоящими ночными кошмарами, если бы ни смягчались юмором. Этот юмор - и в причудливых масках (чего стоит, например, гигантский Медведь с саквояжем, явившийся к дураку-помещику), и в актерской игре молодых артистов, старательно использующих все краски - от пародии до жесткого комикования. Иногда, правда, чувство меры им изменяет, но, надо полагать, это происходит от режиссерской задачи.
Евгений Закиров признался: его интерес к малопопулярным сегодня сказкам Щедрина объясняется вовсе не давней, со школьных лет, любовью к классику, а восхищением от того, как автор сумел в суперкоротких текстах выразить все - и характер персонажа, и его судьбу, и отношения с социумом. Выразить это богатство образов столь же адекватно, только театральным языком - и был тот вызов, на который искал ответ постановщик. А вместе с ним - его команда: художник Ирина Уколова, специалисты по сцендвижению Александр Коручеков и Иван Чабанов.
"Рождественская сказка" у Щедрина заканчивается печально: мальчик умирает. Однако авторы спектакля прочли этот финал оптимистически: умирает наивное дитя, но рождается юноша, мужчина, писатель, который одарит нас впоследствии своими чудесными произведениями. Возможно (как знать!) именно в детских снах они и навеяли ему свои сюжеты.