Это 30-й юбилейный фестиваль "Джаз в Хакасии", Всероссийская лаборатория авторской музыки "Jazz & folklore" под руководством Ilugdin trio, Второй Всероссийский фестиваль ансамблевой музыки, Межрегиональная школа оркестровой музыки, третий Межрегиональный фестиваль для детей и подростков "Джаз собирает друзей", а также серия джемов и мастер-классов.
Ламповое настроение
Лаборатория "Jazz & folklore" стала ключевым событием мастерской в этом году. В ее рамках коллективам предлагалось представить свои джазовые аранжировки на традиционные хакасские мелодии. В итоге было отобрано 10 уникальных команд от Москвы до Владивостока. Они приехали в Абакан, познакомились с народной культурой и инструментами, пообщались с представителями коренного народа - носителями этой культуры, а также поработали с экспертами из Ilugdin trio, одного из лучших джазовых коллективов России, участники которого на несколько дней стали учителями и наставниками.
Как отметил один из членов жюри - Сергей Долженков, знаменитый российский тромбонист, композитор, аранжировщик, мультиинструменталист, преподаватель кафедры ЭДИ МГИК, солист "Московского джазового оркестра Игоря Бутмана", педагог "Академии джаза" Игоря Бутмана, менеджер и солист фьюжн-оркестра New Blood Big Band - одного из лучших оркестров в Европе, это был уникальный конкурс, не имеющий аналогов в нашей стране. По словам организаторов, на нем даже родилось такое явление, как хакасский джазовый стандарт. В качестве материала для аранжировок участникам предложили несколько так называемых тахпахов - традиционных хакасских мелодий, но больше всего вариаций было создано на произведение "Керосиновая лампа", записанное во времена Великой Отечественной войны хакасским композитором Александром Кенелем. Эта песня рассказывает о том, как под свет керосиновой лампы девушка ждет любимого с войны и пишет ему письмо.
Всего в различных мероприятиях Всероссийской мастерской музыки "Джаз в Хакасии" в этом году приняли участие более 300 музыкантов от 6 до 70 лет. 50 человек стали участниками Лаборатории, было 10 экспертов из разных сфер. Около 40 гостей приехали из соседних регионов специально ради мастер-классов в рамках образовательной программы. Одна из участниц Лаборатории - уроженка Беларуси Кристина Корнелюк - подала заявку на конкурс вместе с московским коллективом и записала аранжировку национальной песни на чистом хакасском языке, подготовив ее вместе с консультантом. Мастерская уже стала целым культурным движением, известным не только в республике, но и за ее пределами.
О том, как оно формировалось, какие цели преследует, как меняется с годами, обрастая новыми событиями и активностями, IPQuorum рассказала организатор и автор проекта Юлия Глухоедова.
Как "сибирская Швейцария" стала джазовой
Все началось в 1978 году, когда в Хакасию приехал музыкант, композитор, дирижер, общественный деятель и педагог Александр Иванович Куц. Это удивительный человек, который открыл в столице нашей республики - Абакане первое эстрадно-джазовое отделение и начал проводить в городе джазовые фестивали. Мы гордимся, что статья о них открывает знаменитую энциклопедию джаза Владимира Фейертага - он был одним из немногих, кто читал лекции об этой музыке даже за рубежом.
Куц внес огромный вклад в развитие джазовой культуры в Хакасии. Когда в 1993 году его не стало, неравнодушные музыканты начали ежегодно организовывать в его честь мероприятия в разных форматах - творческие вечера, конкурсы и фестивали, а уже с 2016 году в Абакане на постоянной основе стал проводиться межрегиональный конкурс-фестиваль "Джаз в Хакасии".
Новая высота
Творческим людям сложно заниматься менеджментом, и в 2018, когда я еще была сотрудником Института искусств Хакасского государственного университета, мне предложили взять организацию фестиваля на себя. Уже через год мы получили на форуме "Таврида" первый грант в размере 450 000 рублей на его проведение. Впервые за много лет нам удалось привезти сильное профессиональное жюри, члены которого смогли не только объективно оценить хакасских музыкантов, но и провести для них консультации, показать, чего им не хватает, над чем нужно поработать. Это дало ребятам большой стимул для развития, и я поняла, что событие выросло из межрегионального формата.
В 2020 году из-за пандемии пришлось сделать паузу, но мы использовали это время для подготовки новой истории и в 2021 пригласили к нам на работу легендарного пианиста, дирижера, аранжировщика, композитора и педагога Сергея Жилина - большого друга Хакасии. Он возглавил Всероссийскую школу оркестровой музыки, в которой собрались ребята со всей страны - 25 исполнителей, которые впервые встретились в Абакане и за три дня под руководством мастера собрали невероятно мощную программу для биг-бэнда. Это был наш первый опыт организации федерального проекта, параллельно с которым мы провели в городе уже 27-й межрегиональный фестиваль.
Школа оркестровой музыки прошла успешно и получила большой фидбэк. В 2022 году она продолжилась, но к ней также добавилась Всероссийская школа ансамблевой музыки - уникальный проект, который раньше не делал никто в нашей стране. Вместе с LRK Trio - одним из самых востребованных джазовых коллективов в России - мы отобрали 15 музыкантов от 14 до 35 лет из разных городов и соединили их в 5 коллективов. Ребята впервые встретились только у нас и начали работать над композициями, которые подготовили для них наставники, участники трио - Евгений Лебедев, Антон Ревнюк и Игнат Кравцов. Они постоянно консультировались, ходили на прослушивания и за три дня, как и в случае с оркестром, смогли сыграться друг с другом и показать очень высокий уровень. Уникальность проекта в том, что эксперты предварительно работали с ребятами, самостоятельно собирали их в ансамбли, готовили материал. Кроме того, в роли эксперта выступил не один человек, а целый бэнд.
Точка роста
Тогда же в линейке событий "Джаз в Хакасии" появился и детский фестиваль - "Джаз собирает друзей". На его проведение мы получили грант в размере 600 000 рублей. Это событие возглавил мой коллега Роман Ясенков - солист Хакасской республиканской филармонии. Хотя в хакасских школах искусств нет эстрадно-джазовых отделений, педагоги работают на энтузиазме, а дети занимаются практически самостоятельно, на него ежегодно присылают такое количество заявок, что нам приходится проводить предварительное онлайн-прослушивание и даже кому-то отказывать .
У этих ребят нет возможности выезжать на крупные соревнования в другие регионы, но есть наш конкурс. Он мотивирует их продолжать заниматься этой музыкой, чтобы участвовать в нем, а позже - и в проектах для взрослых исполнителей. Мы развиваем джазовую культуру не только для того, чтобы у местных музыкантов была площадка для самовыражения, но и чтобы дети могли развиваться и повышать уровень исполнительского мастерства. Я считаю это одним из наших главных достижений.
Джаз и этника - история любви
В прошлом году мы получили гранты от Президентского фонда культурных инициатив и Федерального агентства по делам молодежи на общую сумму почти 4 млн 150 тыс рублей. Кроме детского, межрегионального фестиваля, Всероссийских школ ансамблевой и оркестровой музыки, впервые был запущен фестиваль авторского джаза для ансамблей, на котором собрались 10 лучших коллективов со всей страны. А в 2024 мы решили заменить два формата. Школа оркестровой музыки была организована не для взрослых, а для детей, чтобы ребята могли учиться и продолжать свою карьеру здесь, в Хакасии. Ее возглавил Павел Овчинников, кандидат искусствоведения, джазовый тромбонист, педагог, дирижёр, композитор и аранжировщик, солист Московского джазового оркестра Игоря Бутмана и первый заместитель "Академии джаза". В оркестре из 37 человек собрались маленькие участники эстрадно-джазового оркестра абаканской школы и ученики музыкальной школы из соседнего города Краснорского края - Минусинска. Павел Леонидович сам подобрал для них материал, общался с дирижерами, чтобы ребята подготовились к его приезду и успели подучить композиции. Они занимались с ним четыре дня и выступили на большом гала-концерте фестиваля "Джаз в Хакасии".
Еще одной отличительной особенностью Всероссийской мастерской музыки в этом году стало обращение к корням. По своему происхождению джаз - это этническая музыка с Африканского континента. Мы назвали мастерскую "Jazz & folklore" и решили предложить ансамблям со всей страны создать авторские джазовые аранжировки на хакасские традиционные мелодии - тахпахи. Мы предоставили их на выбор. И для участия в конкурсе коллективы должны были выложить на своих страницах Вконтакте два видео - одно с такой аранжировкой и второе с оригинальным авторским произведением собственного сочинения. Отсматривая творческие заявки, я была впечатлена тем, как работает творческий процесс у джазовых музыкантов, и еще раз убедилась, что они - сверх интеллектуальные люди. Из этих восьми тактов им удалось сделать полноценные развернутые композиции.
Одной из главных целей Всероссийской мастерской музыки в этом году была популяризация культурного наследия Хакасии. У нас это получилось. Даже еще не приехав к нам и очно не познакомившись с нашей культурой, музыканты уже включили материал, который написали для участия в мастерской, в свой концертный репертуар. Я сама была на концерте одного из коллективов в Москве, и было очень приятно, когда артисты со сцены объявили о том, что сейчас исполнят свою аранжировку на хакасскую музыку.
Музыка для духов гор
Хакасская национальная культура уходит корнями в третье-четвертое тысячелетие до нашей эры. В республике даже сохранились петроглифы - наскальная живопись: это то, что окружает нас, их можно буквально потрогать руками, и, конечно, в Хакасии живет и коренной народ. Его представителей осталось немного - всего 13 процентов. И одна из них - певица, мультиинструменталист, преподаватель музыкального колледжа Хакасского университета по дисциплине хакасские народные инструменты, а также ведущая классов ансамбля и основ народного пения Тамара Чустеева. Также она является руководителем клуба любителей чатхана - народного хакасского инструмента, очень долго работала в Хакасском национальном драматическом театре, где создавала музыку для спектаклей этнической направленности на основе хакасских пьес, писала музыку к спектаклям золотомасочного Хакасского театра кукол "Сказка" и сочиняла композиции для студии "Хакасфильм". Тамара является одним из наших экспертов и отслушивала композиции на хакасские народные мелодии, которые присылали претенденты на участие в конкурсе. Она, как никто другой, может рассказать об особенностях национальной музыки и культуры.
Тамара Чустеева: "Хакасы - закрытый народ, и это отражается в музыке"
- Я с детства живу в традициях своего народа, выросла в традиционной семье и сначала пошла по стопам родителей, поступив в театральное, но меня хватило ненадолго, и я очень скоро ушла в этническую музыку. У нас она построена так же, как и в других культурах - есть трудовые, обрядовые, праздничные песни, плачи. Интересная особенность в том, что в ней почти нет песен про любовь, больше - про восхваление своей земли, предков, гор и рек, которые мы считаем живыми. И если человек, исполняющий песню, хочет признаться в любви, он выберет метафору, например: "Однажды я увидел сосну, и она была самой прекрасной на этой земле", подразумевая, что сосна - это девушка. Наверное, это связано с тем, что хакасы - закрытый народ. И это отражается в музыке.
Говоря о традиционных инструментах, у нас их больше 30. Первый и самый древний - чатхан, длинный ящик, опирающийся на кости барана, на который сверху натянуты струны. Раньше это были жилы животных или конские волосы. Чатхан может быть семи, девяти, двенадцати или четырнадцати струнным. В древности у этого инструмента было только семь струн, и у него очень своеобразный строй, совершенно неземное звучание. Именно под него пели эпос наши местные сказители - хайджи. Они могли делать это сутками, чередуя горловое пение, которое предназначалось для духов рек, гор, которые, по поверью, собирались послушать хайджи вместе с обычными людьми.
Второй национальный инструмент - это хомус, более известный как варган. У него две струны, ему более пяти тысяч лет, и он исконно считался шаманским инструментом, издающим космическое звучание. Еще один инструмент, использовавшийся для народных сказаний и сакральных ритуалов, - это ыых. По звучанию он чем-то напоминает виолончель, но с более скрипучим звуков. В преподавании я в основном делаю акцент именно на этих инструментах, которые, например, в сочетании с фортепиано используются для создания и современной хакасской музыки.
Если обращаться к теме традиций, конечно, сейчас у нас уже не воруют невест, как было принято раньше, но многие представители коренного населения придерживаются очень красивой свадебной традиции сас-той - это праздник переплетения девичьих волос. Незамужние девушки могут носить на голове множество косичек. Когда девушка выходит замуж, они расплетаются, берутся две пряди с головы жениха и вплетаются в две косы невесты. Так скрепляется их союз, и если у женщины две косы, значит, она замужем.
В нашей республике есть жесткие консерваторы, которые считают, что важно четко следовать традициям предков, ничего не меняя в них. Я к ним не отношусь. Мне кажется, что музыка, культура, опираясь на то, что было создано задолго до нас, все-таки должны развиваться.
Стимул для развития
Для многих участников Всероссийская мастерская музыки "Джаз в Хакасии" становится трамплином для раскрытия своего потенциала, о чем рассказывает Юлия:
- Сергей Жилин пригласил нашего выпускника 2022 года Евгения Абрамченко в свой оркестр "Фонограф", и каждую пятницу его можно увидеть на Первом канале в шоу "Голос". Одна из выпускниц регионального Минусинского колледжа культуры и искусств, принимавшая участие в наших событиях, планировала остаться здесь преподавать, но и Сергей Жилин, и участники LRK trio сказали ей, что у нее талант, и настоятельно рекомендовали развиваться за пределами Хакасии. В итоге она поступила в Ростовскую государственную консерваторию им. Рахманинова и стала там одной из лучших студенток. В этом году она также приняла участие в нашей лаборатории, но уже в другом статусе.
Еще один интересный кейс, когда ребята из Екатеринбурга, выпускники колледжа им. Чайковского, приехали к нам, поработали с педагогами "Академии джаза" Игоря Бутмана, получили определенный фидбэк, связи и стали студентами "Академии джаза". Один из наших участников Илья Исаков поступил на бас к Антону Ревнюку, музыканту LRK Trio и педагогу. Ревнюк также преподает в "Академии джаза". Был молодой музыкант, который поступил в Академию Гнесиных. Есть и те, кто просто поехали работать в Москву, осознав в нашей мастерской свой уровень, избавившись от сомнений. Сейчас эти ребята играют в крупных эстрадно-джазовых оркестрах, либо в оркестрах при ведущих музыкальных столичных театрах. Очень здорово, что такие возможности им открыл проект в городе, где живет всего 180 000 человек.
Музыкальное причастие
На время проведения Всероссийской мастерской музыки "Джаз в Хакасии" Абакан становится не просто республиканской, но и музыкальной столицей. Юлия с удовольствием рассказывает о том, как случайно в кофейне услышала разговор двух девушек, обсуждавших, какие события фестиваля они посетят, как в их город специально приехали гости из Москвы, чтобы познакомиться с ней и "Джазом в Хакасии". Организатор проекта признается, что в существовании на грантовые деньги есть свои плюсы и минусы и в будущем ей хотелось бы продать услуги команды, чтобы продолжать генерировать и воплощать в жизнь интересные идеи, развивать мастерскую, но с оплатой труда участников команды.
Раз в месяц Юлия также организует проект Exclusive jazz - проводит джем-сейшны в местных ресторанах, организуя для публики лекции об истории и современном развитии джаза. Сегодня это не только Дюк Эллингтон и Луи Армстронг, но и огромное количество молодых талантливых исполнителей, композиторов, живущих как в Хакасии, так и в различных регионах и городах России.
***
Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте © IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.