"Мы не стремимся шокировать публику и рассказываем вовсе не о смерти - о жизни. О жизни в искусстве Сергея Меркурова, одного из самых выдающихся скульпторов-монументалистов СССР", - повторял как мантру на открытии директор музея-заповедника "Горки Ленинские" Евгений Сарамуд.
В искусстве жить мастер посмертных ликов тоже не отставал. На выставке показывают документальный фильм о Меркурове - и его стоит посмотреть, чтобы понять, почему художнику удавалось так долго спорить со смертью - он автор 300 гипсовых слепков. Скульптор называл себя греком, но родился в Армении; учился в Швейцарии, но любоваться картинками Возрождения пешком ходил в Италию; обожал Париж, где одно время жил и увлекался скульптурами Родена, но навсегда решил прописаться в России. Здесь он оказался востребованным и быстро прославился; когда умер Лев Толстой, именно Меркурова пригласили снять с писателя посмертную маску.
И когда умер Ленин, в Горки тоже позвали Меркурова. Здесь сказалась его давняя дружба с вождем. Они познакомились в Цюрихе, молодой скульптор был сражен обаянием революционера, все взгляды которого полностью разделял. После революции он не раз просил Ильича попозировать ему - надо же наводнять города большевистской страны памятниками главного большевика, но вождь постоянно отнекивался.
В документах сохранился любопытный сюжет на тему "власть и художник". Скульптор как-то заикнулся, что хотел бы возделывать землю, на следующий день Ленин прислал ему список из 75 конфискованных имений под Москвой - выбирай любое. Меркуров отказался под предлогом, что с такими угодьями не справится. Позже Ильич все-таки поможет ему с землей, подпишет ордер на участок в Измайлово - от этой резиденции сегодня, увы, осталась только гранитная плита.
Подробности изготовления посмертной маски Ленина породили массу конспирологических теорий. Сам скульптор описал процесс так: "В комнате я нахожу все, что мне нужно для снятия маски. Подхожу к Владимиру Ильичу, хочу поправить голову - склонить немного набок. Беру ее осторожно с двух сторон: пальцы просовываю за уши, к затылку, чтобы удобнее взять за шею. Шея и затылок еще теплые. Ильич лежит на тюфяке и подушке. Но что же это такое?! Пульсируют сонные артерии! Не может быть! Артерии пульсируют!" На самом деле пульсировала не сонная артерия, а пальцы скульптора.
Посмертная маска вождя мирового пролетариата, сделанная в Горках скульптором Сергеем Меркуровым 22 января 1924 года, стала образцом для сотен тысяч памятников, первый из которых установили в Сергиевом Посаде. Ильич у Троицы входит в число лучших работ мастера наряду с памятниками Достоевскому (на улице Достоевского в Москве), Толстому (на Пречистенке), Сталину (в "Музеоне").
Отдельная глава выставки - маски Маяковского и Есенина. В пантеоне вождей они не смотрятся лишними. Это продолжение все той же темы - власть и художники. Но в отличие от Меркурова, который умер своей смертью, успев оставить после себя десятки монументальных шедевров и фактически пересобрать ГМИИ им. Пушкина после войны, у поэтов финал не столь завидный. На голове Есенина можно заметить вмятину, у него вообще самое скорбное выражение лица. Сохранил гипс и другую историю, антропологическую: голова Маяковского намного крупнее головы Есенина. "Но при этом мозг у рязанского самородка был на 220 граммов тяжелее, чем у певца мировой революции", - говорят кураторы.
Меркурова не стало в 1952 году, на могиле скульптора на Новодевичьем кладбище установили им же сделанную символическую фигуру "Мысль", она примирила, наконец, художника со смертью и навсегда избавила искусствоведов от разговоров о секретах меркуровского мастерства - в посмертных масках он отражал не последнюю улыбку и не последнюю грусть, он пытался подслушать и зафиксировать последнюю мысль, то, о чем человек успевает подумать перед встречей с бездной.
Выставка "Мастер посмертного лика. Сергей Меркуров - скульптор, отразивший эпоху" работает до конца лета.