В выигрыше все
Само название конференции - "Глобальные геопарки ЮНЕСКО: от идеи до реализации" - отражает актуальную тематику. Как отметил ответственный секретарь российского Комитета международной программы ЮНЕСКО по геопаркам Сергей Семилеткин, конференция проводилась для того, чтобы в России и СНГ появилось как можно больше геопарков. Но процесс непростой, и на этом пути немало проблем. Они общие, и решение лучше искать вместе, что предполагает единую идеологию, видение и подходы. И где это делать, как не в глобальном геопарке ЮНЕСКО "Янган-Тау", который фактически признан "мозговым центром" геопарков России и стран постсоветского пространства. Поэтому идею создать Евразийскую сеть геопарков со штаб-квартирой в "Янган-Тау" все встретили с большим воодушевлением.
- Мы реализовали свое видение и стали в какой-то степени идеологами направления развития геопарков, когда на первом месте - не туризм, а комплексный подход к общению человека и природы. Недаром геопарк работает и развивается под лозунгом "Мир, живущий в тебе". Наша база - санаторий, который вырос в курортном месте, где природа дарит энергию, помогает восстанавливать здоровье людей, - обозначил главное генеральный директор АО Санаторий "Янган-Тау" Альфред Акбашев. - Если посмотреть на карту мира, то на ней 213 геопарков ЮНЕСКО. Есть Европейская сеть, созданная самой первой, Азиатско-Тихоокеанская, сеть африканских геопарков, Латинской Америки и Карибского бассейна. Два геопарка в Канаде. В США геопарков нет, там идут по пути создания национальных парков.
Когда мы начали глубоко изучать эти вопросы, я обратил внимание, что все предложения о создании геопарков в России опираются исключительно на геологические объекты, рядом с которыми нет населенных пунктов. Но во главу угла должно быть поставлено устойчивое развитие территории, а значит, человек. Геопарк ЮНЕСКО "Янган-Тау" возник в России и СНГ исключительно благодаря тому, что акцент сделан на человека, на восстановление его здоровья - физического и духовного.
Почему мы говорим о Евразийской сети геопарков? У нас много общего. В нашей цивилизации в центре всего человек. Без него геологические объекты "не работают".
Только человек, осознавая свою внутреннюю природу, может продвигать видение, понимание своих корней, своего мира. И в плане развития геопарков нам надо идти своим путем, объединяясь на основе антропоцентричности. У нас совершенно другой менталитет, чем у людей Запада. Наша миссия - экологический, научно-просветительский туризм, культура и здоровье, содействие гуманитарному сотрудничеству. И если все направлено на формирование будущего поколения, личности, то непременно - ориентация на детскую аудиторию, молодежь, человеческий капитал, развитие социокультурного компонента, дружбу между народами.
Основа для этого есть. Активные горизонтальные связи, которые мы уже выработали, дают серьезный эффект. Эту модель надо поддерживать и развивать. В Евразийскую сеть войдут четыре российских геопарка, "Мадыген", "Тескей", Тянь-Шаньское геологическое общество в Кыргызстане, Казахстанский национальный комитет Международной программы по геонаукам и геопаркам ЮНЕСКО, Институт минеральных ресурсов и Китабский геологический нацпарк в Узбекистане. Каждая страна имеет свои особенности, но объединение даст синергию.
Создание Евразийской сети геопарков означает усиление этого движения не как местного, а как трансконтинентального. Чем нас больше, тем мы сильнее.
Альфред Акбашев убежден: назрела необходимость с учетом существующей законодательной базы в каждом регионе не только России, но и других стран разработать и рекомендовать алгоритм действий по реализации проектов по геопаркам. Пошагово, с учетом опыта. Это логистика, информационная составляющая, подготовка номинационного досье, обучение кадров. Кто за что отвечает, и кто что контролирует. Но главное - идеология.
- На территории геопарка "Янган-Тау" духовная привязка не просто так. Это внутренний посыл. На земле, где родился национальный герой Салават Юлаев, нет памятника, достойного этого имени. Мы запустили проект создания историко-мемориального комплекса "Салават ере" ("Земля Салавата") на месте, где была его родная деревня. За основу взяли книгу народного поэта Башкирии Мустая Карима "Семь сновидений сквозь явь". Постарались на материальном уровне воплотить глубокую философию. Земля, родившая героя, должна быть местом, где человек чувствует свою причастность к истории, культуре, духовности. Комплекс откроется летом, к 270-летию национального героя, - рассказал Альфред Акбашев. - Кроме того, в селе Еланыш заканчиваем с помощью пожертвований восстанавливать храм Георгия Победоносца.
Дать импульс
К сожалению, не у всех геопарков в России и на постсоветском пространстве судьба складывается так же удачно, как у "Янган-Тау". Как отметил Сергей Семилеткин, в России официально утверждены четыре геопарка: "Янган-Тау", "Торатау" (оба в Башкортостане), "Ундория" и "Алтай".
- "Алтай" был создан первым в России, и в 2017 году я был уверен, что он станет и первым геопарком ЮНЕСКО, так как там было почти все сделано по требованиям организации. Но сменилось руководство региона, и проект отложили в долгий ящик, - сообщил Сергей Семилеткин. - В России семь потенциальных геопарков, и необязательно всем стремиться в глобальную сеть ЮНЕСКО. Например, в Китае на 48 геопарков ЮНЕСКО приходится около 400 региональных. В России такие возможности тоже есть.
Но для развития сети геопарков России, по мнению эксперта, требуется решить несколько проблем. Одна касается действующего законодательства. В нем необходимо закрепить понятие "геопарк". (Кстати, в законодательстве стран Центральной Азии тоже нет такой дефиниции). Но не только это.
- Геопарк "Кембрий" в Якутии не был создан из-за того, что Ленские столбы - федеральная собственность, а геопарк подразумевался как региональный. Возник конфликт интересов. Изменения в законодательстве призваны его разрешить, - рассказал Сергей Семилеткин.
Другая проблема связана со слабой информированностью не только местной власти, но и профессиональных сообществ.
- Я часто выступаю на совещаниях по природопользованию и охране природы и прошу поднять руки тех, кто знает, что такое геопарк. Поднимают руки не более пяти процентов присутствующих, - рассказал он. - Многие воспринимают геопарк как природоохранную территорию, где ничего делать нельзя. Плюс относительная инертность предпринимателей, которые не рискуют вкладывать деньги, так как нет законодательной базы.
По поводу узаконения понятия "геопарк" между участниками конференции разгорелась дискуссия. Одни считают, что нужен федеральный закон о геопарках. Другие полагают, что он может слишком зарегулировать деятельность и затормозить развитие геопарков.
Генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института им. А. П. Карпинского, представитель Федерального агентства по недропользованию Павел Химченко убежден, что достаточно принять постановление правительства или даже какой-то ведомственный акт, в котором прописать как дефиниции, так и функционал геопарков и определить орган исполнительной власти, который будет контролировать деятельность.
- На федеральном уровне нет понимания, что такое геопарки и для чего они нужны, - признал он. - Но единая терминологическая база, в том числе с иностранными коллегами, необходима. Поэтому до конца года наш институт, который является ядром Комиссии по делам ЮНЕСКО по геонаукам и геопаркам, подготовит терминологическую основу, связанную с геопарками, ссылаясь на нормативное регулирование и правоприменительную практику. В Башкортостане, где есть республиканский закон о геопарках, можно принять подзаконные акты, которые способны регулировать, например, хозяйственную деятельность местных властей.
Ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО при МИД Татьяна Довгаленко считает: и сейчас ничто не мешает развивать геопарки по аналогии с биорезерватами.
- Программа по биорезерватам ЮНЕСКО существует с 1971 года. Закона о биорезерватах ни в СССР, ни в России не было, но это не мешает их развивать. Наша страна в лидерах этой программы, мы занимаем второе место в мире по числу биорезерватов. Также в России законодательно не закреплено понятие всемирного наследия, однако входим в десятку лидеров по всемирному наследию. Мы ставим во главу угла задействование механизмов международной организации для развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ) России. Если можно ими воспользоваться, то это надо делать.
Прогресс налицо
Геопарки могут стать драйверами развития территории. Это наглядно видно на примере "Янган-Тау". За четыре года его существования Салаватский район заметно преобразился.
- Северо-восток Башкирии считается инертным регионом, где нет крупных производств, добычи полезных ископаемых. Единственный крупный работодатель - санаторий. В 2017 году мы столкнулись с оттоком населения и слабой активностью тех, кто остался здесь, - рассказал директор геопарка "Янган-Тау" Айрат Галиев. - Модель геопарка была выбрана по следующим причинам. Стояла задача сохранить территорию курорта, придать экономический, а в чем-то даже ментальный, импульс остальной территории.
По определению ЮНЕСКО, геопарк - это территория с геологическим наследием международного или регионального значения, на которой реализуется стратегия устойчивого развития с уважением местных традиций. Обязательное условие - соблюдение баланса между защитой, охраной и экономической деятельностью. Геопарк не бьет по рукам хозяйствующие субъекты, не влияет на экономическую деятельность местного населения.
Главные задачи - сохранение геологического и культурного наследия, образование и просвещение, экономическое развитие региона и вовлечение местного населения в управление геопарком.
Все сотрудники и волонтеры геопарка - местные жители. Нам активно помогают учебные заведения из Уфы, других городов, которые также заинтересованы в развитии геопарка.
Многие на первых порах воспринимали геопарк как новый вид ООПТ, где запрещается все. На сходах граждан мы проводили разъяснительную работу, ссылаясь на иностранный опыт, так как отечественного еще не было.
Стратегический план развития геопарка мы презентовали в институте Карпинского. Один из основателей программы "Глобальная сеть геопарков ЮНЕСКО" Патрик Маккивер высоко его оценил. Модель геопарка "Янган-Тау" была рекомендована для внедрения по всей стране.
Мы побывали в разных геопарках мира, ожидая найти универсальный рецепт, где будет все расписано по пунктам. Но оказалось, что нет ничего подобного. Каждый геопарк уникален.
Геопарк - постоянно развивающаяся система, включая образовательный аспект. Наши сотрудники прошли специализированные курсы, в том числе в международных центрах, и получили сертификаты. Для школьников организуются олимпиады, конкурсы, фестивали. В каждой школе работники геопарка и ученые читают лекции. Мы заключили соглашение с Дуванским многопрофильным колледжем по подготовке специалистов по профилю геопарка. Программы обучения разработали сами.
Не прекращается научная работа. За сезон проводится несколько экспедиций. Мы видим большой запрос на научную информацию, анализируя соцсети, которые ежедневно посещают около 10 тысяч человек.
Развивается туризм - это 20 маршрутов по всем направлениям, включая конные и пешие, сплавы и так далее.
Глобальный геопарк ЮНЕСКО немыслим без международного сотрудничества. У нас заключено 12 партнерских соглашений с геопарками по всему миру, самые дальние - в Уругвае и Индонезии. Помогаем соседям по СНГ.
Со стороны руководства республики нам оказывается серьезная поддержка. Создан попечительский совет по делам геопарков, который возглавил глава Республики Башкортостан Радий Хабиров. Многие организационные вопросы удалось решить именно благодаря этому совету.
Так, на средства регионального бюджета строится крупный инфраструктурный объект "Салават ере" ("Земля Салавата"). Будут возведены еще два объекта. Ежегодно на геопарк выделяется определенная сумма.
Что же касается уровня местной власти, то она демонстрирует явное непонимание. Была разработана дорожная карта развития геопарка, согласованная правительством, где было расписано, кто что делает: муниципалитет, санаторий в виде администрации геопарка. Свою часть мы выполнили, а вот районные власти, к сожалению, нет.
Иногда приходится даже слышать, что если геопарка нет на бумаге, то его нет вообще. Но ведь именно благодаря геопарку турпоток вырос в три раза. Появились новые средства размещения, туристические организации, но самое главное - меняются люди. Дети совсем по-другому мыслят, проецируя новые знания на родителей, объясняя, в чем ценность геологических или природных объектов, как нужно любить и беречь их.
Геопарк не ставит целью получить деньги, он помогает заработать местному населению, чтобы повысить уровень жизни. Он оказался эффективным и с точки зрения социальной нагрузки. Как проект устойчивого развития геопарк вышел в финал конкурса российской автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив", где занял второе место.
История геопарка "Янган-Тау" не сравнима ни с какой другой. Сама идея его создания стала ответом на вопрос, которым задался генеральный директор санатория "Янган-Тау" Альфред Акбашев: как соединить физическое оздоровление и укрепление духа для достижения максимальной пользы от пребывания в здравнице и обеспечить безопасность отдыхающих.
Правительство Башкортостана положительно восприняло инициативу руководителя одной из ведущих здравниц страны и в октябре 2017 года издало распоряжение о создании геопарка "Янган-Тау". В кратчайшие сроки научная команда разработала номинационное досье для вступления во Всемирную сеть геопарков ЮНЕСКО и в 2020 году стала полноправным членом этого сообщества. В конце 2023 года геопарк прошел переаттестацию, подтвердив свое право быть глобальным геопарком ЮНЕСКО следующие четыре года.
За это время "Янган-Тау" накопил бесценный опыт, которым щедро делится с собратьями в России и странах СНГ через центр компетенций. Ведь мало создать геопарк, важно вдохнуть в него душу, насытить духом, который, как известно, первичен. Именно эта, отнюдь не научная или экономическая категория, возможно, и есть та движущая сила, которая обеспечивает прогресс.
Татьяна Довгаленко, ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО при МИД:
- Республика Башкортостан вносит большой вклад в приумножение потенциала России во всех областях компетенции организации, активно участвует в реализации программ ЮНЕСКО, направленных на сохранение геологического разнообразия, сбережение культурного, геологического и природного наследия, развитие науки и образования в духе приоритетов ЮНЕСКО.
Именно в Башкортостане создан первый и пока единственный на территории СНГ глобальный геопарк "Янган-Тау". Он успешно прошел переаттестацию на следующее четырехлетие, и его опыт крайне востребован для развития сети геопарков. Большой интерес также имеется со стороны наших партнеров по СНГ.
Присоединение к глобальной сети содействует значительному увеличению туристических потоков и, что важно, способствует развитию устойчивого туризма, ведет к социально-экономическому процветанию регионов, наращиванию взаимовыгодного межкультурного и межконфессионального общения. Неудивительно, что программа по геопаркам, несмотря на то что она одна из молодых на площадке ЮНЕСКО, наиболее востребована и привлекательна.
Этот проект обеспечивает максимальную вовлеченность местного населения как в повседневную деятельность геопарков, так и в управление ими. Очевидно, что потенциал этого проекта еще не раскрыт.