12.05.2024 21:02
Происшествия

Почему все-таки автобус с пассажирами рухнул в воду с моста в Петербурге

Текст:  Марина Ледяева (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №101 (9343)
В Петербурге продолжается расследование падения пассажирского автобуса в реку Мойку. Из девяти человек, находившихся в нем, выжили только двое - водитель и пассажир. Уже заведено два уголовных дела. Задержаны начальник автоколонны ООО "Такси" - оно отвечает за перевозку людей на маршруте 262, - а также водитель автобуса 44-летний Рахматшох Курбонов.
Читать на сайте RG.RU
В Санкт-Петербурге автобус пробил ограждение моста и упал в Мойку

Трагедия, напомним, произошла днем 10 мая в историческом центре Петербурга. Видео с уличных камер показывают, что автобус едет по набережной не так, как обычно: он виляет, выезжает на тротуар, сносит ограждение и сдвигает огромные якоря у военно-морского музея (каждый весом по 2,6 тонны). Затем, словно взбесившаяся, машина выезжает на Поцелуев мост и таранит встречные легковушки, ожидающие зеленого света. После этого 262-й разворачивается на 90 градусов - прямо к ограде моста, - сносит ее и падает в Мойку кабиной вниз. Через несколько секунд из воды видна только его крыша...

В Петербурге задержан подозреваемый по делу о падении автобуса в реку

На мосту сразу начинают собираться люди. Имена народных спасателей, которые первыми прыгнули в воду, стали известны в тот же день. Это строители из Дагестана Идрис Гаджиев, Шахбан Джабраилов и Мухаммад Гасанов. Именно они вытащили из люка единственного выжившего пассажира - 56-летнего Александра Тверетнева. Он ехал в автобусе с женой, держал ее за руку, но от удара потерял.

"Салон моментально заполнился водой, - рассказал петербуржец в больнице. - Пытался выбить ногами стекла, но никак не получалось. Прислонился к потолку губами, чтобы собрать остатки воздуха, стал по поручням двигаться вперед. Было темно, потом резкий свет - и меня вытаскивают ребята-дагестанцы. Здоровые, спортивные, все мокрые, как и я. Огромное им спасибо!" Кстати, в тот день в Петербурге было всего плюс 8 градусов, некоторые из прыгнувших в реку получили переохлаждение. Глава СК Александр Бастрыкин распорядился представить этих людей, а также капитана прогулочного судна Яна Карасева, также пришедшего на помощь, к ведомственным наградам.

Кадры из салона автобуса прямо перед падением в реку Мойку в Петербурге

Спасатели и медики тоже прибыли на место довольно быстро. Четверых пассажиров доставили в больницы в состоянии клинической смерти, двоих - в тяжелом состоянии, но еще живыми. Однако реанимация не помогла...

После ДТП полиция возбудила уголовное дело по части 5 статьи 264 УК РФ - о нарушении Правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц. Подозреваемым по нему стал водитель Рахматшох Курбонов. По информации, что появилась в СМИ, он ссылается на отказ тормозов. В день этой страшной аварии, рассказывает его супруга, Курбонов работал с пяти часов утра и вернулся домой в два часа ночи. Сказал, что его "опять поставили в график". В 07.30, по словам женщины, мужу уже позвонили. И он снова отправился везти автобус с людьми...

Момент падения автобуса в Мойку попал на видео

Комитет же по транспорту Санкт-Петербурга со ссылкой на перевозчика сообщает, что у водителя накануне был по графику 12-часовой рабочий день, из которых 8 часов он провел на линии, а остальное время отдыхал. Перед роковым рейсом мужчина прошел медосвидетельствование. Исправность автобуса 7 мая подтвердило государственное техобследование.

То, что водитель "устал", "не выспался", "ему стало плохо", вероятно, не единственные причины случившегося. И следствию предстоит это выяснить

Однако следователи пришли к другому выводу относительно режима водителя. По информации СК, ему в течение нескольких дней не обеспечивалось необходимое время на отдых.

Стихийный мемориал на месте ДТП с автобусом в Петербурге

Но как бы там ни было, пассажиры автобуса, которые вышли из него до аварии, рассказали, что водитель во время движения нервничал, говорил с кем-то по видеосвязи, автобус он вел резко, как старую маршрутку. Люди делали ему замечания, но он просто не отвечал, совсем не реагировал на них. Да и на видеозаписи хорошо видно, что Рахматшох Курбонов не спал и болтал по гарнитуре. Так что водитель "устал", "не выспался", "ему стало плохо", вероятно, не единственные причины случившегося. И следствию предстоит это выяснить.

СК показал кадры с места падения автобуса в воду в Петербурге

Второе уголовное дело возбуждено по части 3 статьи 238 УК РФ - оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Подозреваемым по нему стал начальник автоколонны ООО "Такси". Именно он должен был следить за соблюдением баланса труда и отдыха водителей. Но вот что еще интересно. Как сообщила Объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга, с 2022 года компания штрафовалась 23 раза на общую сумму 3,6 миллиона рублей. Почему она до сих пор перевозила людей - вопрос. Причем она целенаправленно вела набор именно приезжих специалистов и придерживается этой стратегии не первый год.

Виновных в трагедии , конечно, определит суд. Но уже сейчас одной из ее причин многие петербуржцы считают несоблюдение трудовых прав мигрантов на общественном транспорте. Они готовы на любые условия, перевозчики этим пользуются, а на кону - жизни пассажиров.

Автобус, упавший в реку Мойку, вытащили из воды с помощью крана
Тем временем

В воскресенье, 12 мая, Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга избрал Рахматшоху Курбонову меру пресечения в виде заключения под стражу на два месяца. И вчера же в отношении него возбудили еще одно уголовное дело - о фиктивной постановке на учет иностранных граждан по ст. 322.3. УК РФ. Как сообщила пресс-служба Следственного комитета (СК) РФ: "В ходе предварительного следствия было установлено, что водитель автобуса в феврале-марте 2024 года за денежное вознаграждение осуществил фиктивную постановку на учет не менее 10 иностранных граждан в принадлежащей ему квартире". Правоохранители устанавливают все обстоятельства преступления.

Санкт-Петербург Аварии и катастрофы