В честь юбилея Додина в Малом драматическом театре пройдет декада его спектаклей; в Музее театрального и музыкального искусства открывается выставка, посвященная творчеству режиссера. И в самом МДТ выпускают премьеру чеховской "Палаты №6" - по пьесе и в режиссуре Льва Додина. Чехов и Достоевский окажутся там ближайшими родственниками. А Войницкий и Астров из "Дяди Вани" - актеры Сергей Курышев и Игорь Черневич - продолжат давний диалог, пережив реинкарнацию в Рогова и Гурова.
Свою самую страшную повесть - "Палату №6" - Чехов написал в 32 года. В тишине мелиховской весны, купив имение и погрузившись в хозяйственные заботы ("Я посадил 60 вишен и 80 яблонь, выкопали новый пруд, который к весне наполнится водой на целую сажень"), "среди скворцов, весенних зорь, первых подснежников и ощущений рая" -послесахалинский синдром его не отпускал. "Жить не особенно хочется. Умирать не хочется, но и жить как будто бы надоело", - будничные чеховские признания (не трактовать как вирусные психопатические настроения!), возможно, объяснят, почему его потянуло создать повесть о сумасшедших, поглощающих в свой мир здорового и их же лечившего доктора.
Спустя ровно 132 года после выхода чеховской "Палаты №6", Лев Додин взялся за нее в канун своего юбилея. Вслед за Чеховым обнажив и обнаружив, что самое страшное испытание для человека - просто жить.
Два главных героя - как писал доктор Чехов: два измученных человека, жизнь которых отняли. Один - тридцатитрехлетний больной Громов, страдающей манией преследования и содержащийся в палате номер шесть. Другой - доктор Рагин, умный и честный человек, правда, "никогда не чувствовавший призвания к медицине". И оттого, может, и смирившийся с тем, что все "вздор и суета", что нет разницы между лучшею венскою клиникой и его убогой городской больницей, и "к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого"? В их разговорах в больничных застенках - один из главных философских вопросов сегодняшнего чеховского времени. Защищать ли себя от любых переживаний и эмоциональных травм? Спасает ли такая философия или губит окончательно?
Две правды, и обе не торжествуют. Рагина - что "покой и довольство человека не вне его, а в нем самом", и вдумчивый человек "презирает страдание, он всегда доволен и ничему не удивляется". И Громова: "презирать страдания значило бы презирать саму жизнь", а чем выше человеческий организм, тем сильнее он отзывается "на подлость - негодованием, на мерзость - отвращением". Когда однажды он "весь отдался отчаянию и страху", в больницу несчастного положили потому, что "дома не на что было жить и лечиться", а не потому, что был опасен.
И доктор Рагин, когда-то поставивший диагноз, что Громов психически болен, разделит его судьбу - когда уже его отправят в отставку за странное поведение, без пенсии и без пособия. А потом свои же объявят сумасшедшим.
Совсем непраздничная история.
Но спектакли Льва Додина всегда были не просто созвучны времени. Репертуар его театра - это история нашей страны, ее судьбоносные вехи. Точнее даже - масштабнее: это история всего мира, если учесть, что театральный век долог, и умеет включать в себя тысячелетний ход мысли человечества. Если правильно распорядиться не только театральным, но и своим личным временем. Тогда и Шекспир успеет вовремя задать свой главный риторический вопрос. И Шиллер объяснит все про коварство любви. И Федор Абрамов с легендарными додинскими "Братьями и сестрами" потрясет мир. И "Чайка" взлетит дважды, и колдовское озеро поглотит в свои воды все беды, и "Вишневый сад" зацветет трижды. И дядя Ваня воскресит Шекспира. И даже удастся разгадать пророчество "Бесов" Достоевского.
Вот только гамлетовский страх перед смертью останется вечным.
Сегодня именно Чехов оказался самым созвучным времени соавтором Додина. Однажды меня попросили исключительно тремя словами выразить свое отношение к Додину. Ждали, наверное, чего-то канонического, типа анкетного "его любят все". А услышали - "Он круче Станиславского".
Хотя его, и правда, и любят, и благодарны ему все, кому дорог настоящий театр. Кому спектакли Додина перевернули жизнь и стали судьбой.
Юбилей Лев Додин встречает в отличной творческой форме. Ставит новые спектакли. Ведет актерско-режиссерский курс по своей программе. "Ромео и Джульетта" - его новейшая история со студентами. На вопрос о любимой книге отвечает: Библия. И его ученики и почитатели готовы на Библии поклясться: его спектакли - особая религия, в которую верят и веруют все, кто любит театр.
- Ближайшие премьерные спектакли "Палаты №6" в МДТ - 14, 25 мая, 4, 8 июня.
- 24 мая в Санкт-Петербурге в Музее театрального и музыкального искусства откроется выставка "Лев Додин: жизнь человека". В экспозиции - фрагменты декораций, реквизит, редкие фотографии и записи репетиций и спектаклей. В четырех залах музея - четыре темы: "Человек и страна" (со спектаклями "Дом", "Братья и сестры", "Стройбат", "Чевенгур", "Жизнь и судьба"); "Человек и мир" ("Гамлет", "Король Лир", "Повелитель мух"); "Человек-человек" (несколько редакций всех пьес Чехова - от "Пьесы без названия" до недавней "Чайки"); и "Человек и бог" (постановки по Достоевскому: от "Кроткой" до "Братьев Карамазовых").
- В мае в проекте "Театр в кино" - "Чайка" Льва Додина.(В ролях - Елизавета Боярская, Игорь Черневич, Сергей Курышев, Олег Рязанцев, Анна Завтур, Никита Каратаев).
- 14 мая - показы в кинотеатрах Архангельска, Великого Новгорода, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Жигулёвска, Иваново, Ижевска, Казани, Калининграда, Красноярска, Курска, Набережных Челнов, Нижнекамска, Нижнего Новгорода, Новокузнецка, Пензы, Петрозаводска, Пскова, Саранска, Саратова, Сочи, Твери, Тюмени, Уфы, Хабаровска, Чебоксар, Омска и Москвы.
- 15 мая - показы в Иркутске, Казани, Оренбурге, Перми, Таганроге, Тольятти, Томске, Челябинске, Череповце, Энгельсе, Ярославле.
- 16 мая - в Самаре, 17 мая - в Нижнем Новгороде и Фрязино, 19 мая - в Астрахани и Москве, 21 мая - в Петропавловске-Камчатском, 22 мая - в Ростове-на-Дону.
- Театр - единственное из искусств, где персонаж соразмерен человеку, где голос соразмерен человеческому голосу, где глаза человека в натуральную величину - не больше и не меньше, где слеза накапливается и течет, настоящая, а не глицериновая, на монтаже...
- На самом деле хороший спектакль - абсолютное чудо. Это редкость. Столько сойтись должно!
- Сегодня такое время, когда ценится дороже то, что слушают миллионы. Но я убежден, что когда-нибудь дороже будет стоить то, что смогут увидеть только 500 человек и только в ограниченное время.
- Самое главное в том, что называют учением Станиславского или в опыте его размышлений и его жизни - ощущение необходимости непрерывного поиска трепета живой человеческой жизни в мертвенной пыли театральных подмостков. Станиславский очень хорошо понимал, что эта созданная воображением жизнь не может длиться долго - она еще скоротечнее, чем жизнь человеческая, но каждая секунда этой живой художественной жизни стоит иногда столетий жизни физиологической. Ради нее Станиславский жил и сходил с ума. Сошел - и стал великим. Это великое безумие заражает и вдохновляет.
- У Гете есть фраза: "Если бы сцена была шириной с цирковую проволоку, было бы меньше желающих по ней ходить"
- У Достоевского: полюбить человечество легко, полюби отдельного человека. Но это интересно - любить. Больно, но счастливее, чем не любить. А ненависть всегда здесь, рядом, под ногами.
- Людям всегда становится страшно, когда они узнают то, чего знать не хотят. Поэтому люди не знают того, чего не хотят знать.
- Искусство не отражает жизнь. Искусство предсказывает жизнь.
- Узнать - вещь холодная. Надо почувствовать.
- Идеальные места, где можно думать - это ванная и туалет, поскольку там тебя, скорее всего, никто не побеспокоит...
Из письма Софьи Сазоновой, писательницы и жены актера Александринского театра и давней приятельницы Суворина:
"Суворин прислал мне чеховское письмо, чтобы я "не сомневалась, что он сходит с ума". Но я после этого письма думаю, что он себе на уме... Чехов... спустится ... до палаты умалишенных, до самого страшного предела, куда мы неохотно заглядываем... Я считаю огромной заслугой с его стороны, что он не побоялся этой тьмы. В этом рассказе каждая строка бьет по нервам, и не описанием кровавых сцен..., а той внутренней борьбой человеческого духа, когда он то поднимается на страшную высоту, то падает в пропасть".