14.05.2024 20:16
Культура

В Доме русского зарубежья происходит диалог "красных" и "белых" художников

Текст:  Максим Васюнов
Российская газета - Федеральный выпуск: №103 (9345)
Заходя в выставочное пространство Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына, невольно ловишь себя на мысли, что оказался в эпицентре каких-то инфернальных событий.
Вся экспозиция как историческая драма. От зала к залу, как от сцены к сцене, сменяются эпохи. / Максим Васюнов/РГ
Читать на сайте RG.RU

Четыре всадника Апокалипсиса прорываются сквозь огонь на картине Бориса Анисфельда. В черном дыму на полполотна гибнущая империя у Льва Бакста. Страшное лицо голода - на графических листах Василия Чекрыгина. "Страшный суд" идет у Ивана Билибина. Но... Стоит приглядеться, и сквозь хаос и ужас уже виден свет "Отцов пустынников и дев непорочных" Михаила Нестерова. Акварельное "Рождество Богородицы" Натальи Гончаровой...

Это не столкновение миров - мир здесь как раз один. И тема одна. Устроители выставки называют ее русской темой. А вот художники разные: модернисты, символисты, космисты. И судьбы разные: одни остались в красной России, другие с белой эмигрировали.

На выставке "Ars Sacra nova. От мифа к символу" русские художники 1920-1940-х годов прошлого века встретились после больших разлук. "Наш дом сшивает русскую историю, русский народ, самый разъединенный народ Европы, - говорит директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин. - Отсюда и идея выставки: мы показываем художников, у которых было объединяющее начало - любовь к России, к русской истории и православию. Политика разъединила их, но ценности остались прежними".

Куратор - искусствовед Любовь Агафонова. В Доме русского зарубежья она уже сделала немало выставок под общей вывеской "Изменившие мир". О Коровине и его круге, о "Голубой розе" и Николае Рябушинском, об авангарде и реализме в среднеазиатском искусстве... "От мифа к символу" - логичное продолжение тех проектов. Почти все выставляется впервые, помогли частные коллекционеры и зарубежные друзья России, благодаря которым редкие картины вернулись на родину даже в условиях санкций.

Из тех, кто был, по определению Мережковского, не в изгнании, а послании, - скульптор, иконописец Дмитрий Стеллецкий, расписавший храм Сергиевского подворья в Париже. Впервые в Москве его "Портрет епископа Иннокентия".

Еще одно приобретение - картина Леонида Браиловского, архитектора и художника, автора надгробия на могиле Чехова.

Выходные в Новой Третьяковке: пять картин о войне, у которых важно остановиться

Вся экспозиция как историческая драма. От зала к залу, как от сцены к сцене, сменяются эпохи. Этюд к триптиху Павла Корина "Александр Невский", написанный в годы Второй мировой войны. Суровые и тревожные работы Клавдия Лебедева о Смутном времени. Малоизвестная картина "Возвращение блудного сына" Раисы Флоренской, сестры "русского Леонардо" - Павла Флоренского. В отдельном зале выставки - "райской комнате" - художники группы "Маковец" - последователи космистов Николая Федорова и Константина Циолковского. Василий Чекрыгин с душами, улетевшими в рай, Лев Жегин (Шехтель), та же Флоренская...

Над райскими зарисовками склоняется деревянный "Ангел пустыни" Сергея Конёнкова. Почему он здесь? Космистом скульптор не был. Ответ, вероятно, в биографии мастера. Его жена, Маргарита Коненкова, была разведчицей, вместе они уехали в США, где сдружились с Эйнштейном и Оппенгеймером... Не без помощи мужа Маргарита добывала сведения о секретных работах над атомной бомбой за океаном. Но изменил ли Коненков своему призванию художника? Конечно, нет, как и своей миссии в искусстве: науке преодоления смерти.

Выставка "От мифа к символу" работает до 15 сентября.

Живопись Москва