15.05.2024 16:52
Свердловская область

Почему на Урале растут стихийные свалки старых автопокрышек

Текст:  Татьяна Казанцева (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №105 (9347)
В 2023 году екатеринбуржцы сдали на утилизацию 11 тысяч автопокрышек - почти в два раза больше, чем годом ранее (об этом сообщил региональный оператор по обращению с ТКО "Спецавтобаза"). Статистика вроде бы позитивная: выходит, экологическая ответственность автовладельцев растет. Однако цифры выглядят по-другому, если понимать: по данным агентства "Автостат", в Свердловской области в 2023 году было зарегистрировано 1,396 миллиона только легковых автомобилей. Соответственно у них 5,584 миллиона колес.
Весной и осенью на контейнерных площадках вырастают горы отслуживших свое автошин. / Татьяна Андреева/РГ
Читать на сайте RG.RU

Эксплуатационный срок службы шин - пять лет, у большинства автовладельцев два комплекта - зимний и летний, но, даже если менять раз в пятилетку лишь один из них, самый грубый подсчет показывает: ежегодно в регионе на выброс идут минимум 1,1 миллиона бэушных покрышек, то есть в 100 раз больше, чем принял на утилизацию один из трех регоператоров Среднего Урала.

Куда деваются остальные? Одна из примет межсезонья - заваленные резиновыми "бубликами" обочины дорог, пирамиды старых шин на контейнерных площадках, клумбы, украшенные самодельными "арт-объектами". Убирать стихийные свалки старой резины приходится владельцу земли или коммунальщикам - муниципалитету либо управляющей компании. Кажется, автолюбителей не пугают даже штрафы за брошенные в неположенном месте шины, хотя они внушительные: для физических лиц - до 3000 рублей, а с юрлица могут взыскать и 250 тысяч. Возможно, владельцы авто не верят в неотвратимость наказания либо просто не хотят заморачиваться, тем более что придется не только привезти старые колеса в пункт приема, но и раскошелиться (это стоит от 63 рублей за одну покрышку).

Три года назад "Спецавтобаза" открыла в Екатеринбурге пункт приема старых шин. Услуга платная: регоператор разработал и утвердил прайс. Горожане постепенно привыкают.

- Только за осень, когда люди активно "переобували" машины на зиму, нам сдали 5394 автопокрышки. Это вдвое больше, чем за аналогичный период 2022-го. А значит, водителей, которые ответственно относятся к утилизации авторезины, с каждым годом все больше, - оптимистично заявляет заместитель главного инженера предприятия Ольга Мигунова.

В Ессентуках стали делать пеллеты из древесных отходов со свалки

Кстати, многие автовладельцы выбрасывают старые шины принципиально: мол, стоимость их утилизации уже заложена в цену изделий. Коммунальщики лишь вздыхают: "Да, заложена. Но попробуйте принести негодные покрышки туда, где вы их покупали… К сожалению, механизм возврата до сих пор законодательно не отрегулирован".

Как пояснил председатель правления Союза отходоперерабатывающих предприятий УрФО Сергей Литвиненко, внесенная в 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" поправка обязывает производителя платить за утилизацию изделий. Именно он должен заключить договор как на сбор авторезины (например, с регоператором), так и на ее дальнейшую переработку (этим занимаются другие компании, которые превращают ее в мелкодисперсную крошку - такое сырье затем используют в строительстве, ремонте дорог, производстве гидроизоляции и т. д.). Вот только этот процесс никто не контролирует, что автоматически переводит его в разряд необязательных.

- Конечно, недобросовестных производителей периодически штрафуют, но эти деньги уходят в федеральный бюджет, так что регион все равно ничего не получает. Инициатива законодателей хорошая, но механизм ее реализации пока непонятен, - подчеркивает Литвиненко.

Раз закон не содержит четко прописанной схемы, то и особых подвижек в этой сфере ждать не приходится. Так, норматив утилизации шин в 2024 году составляет всего 30 процентов - на уровне прошлого года. Фактический же показатель, как видим, еще ниже. Впрочем, это не мешает производителям поднимать цену на свои изделия, ссылаясь как раз на вмененные им расходы на утилизацию. А ответственность за то, что 70 процентов покрышек просто выбрасывается, несут по факту местные власти, считает эксперт.

Последние крутятся как могут. Например, в декабре прошлого года "Спецавтобаза" принимала шины в передвижных пунктах Екатеринбурга бесплатно - по договору с городским комитетом по экологии. А Нижний Тагил весной повторил екатеринбургский эксперимент - здесь открыли муниципальные площадки для бесплатного сбора покрышек. Пять пунктов приема работали в течение трех недель. Утилизацию резины местной компанией оплатила мэрия, взамен она получит крошку для спортплощадок.

- Первый вывод: жители стали более вдумчиво относиться к этой проблеме, ведь свалки никому не нравятся. А администрация города осознала, что надо бороться не с комарами, а с болотом. К сожалению, у мэрии ограниченный финансовый ресурс. Что до региона в целом, то экономику замкнутого цикла мы только строим. Производитель должен быть уверен: все, что он изготовит, у него купят - убытки никому не нужны. Но далеко не все компоненты покрышек являются ликвидным товаром. Так, металлокорд никто не хочет перерабатывать, хотя это чистый металл. Уральские металлурги отвечают, что им вполне хватает металлолома, - сетует Маргарита Штейнепрейс-Тюнина, директор компании ЦГС.

Переработчики пластмасс назвали болевые точки экологической политики

От столицы, где резиновую крошку применяют весьма активно, Средний Урал тоже заметно отстает, считает предпринимательница. По ее словам, площадки с резиновым покрытием в Свердловской области есть возле некоторых школ, на стадионах, даже во дворах, но далеко не везде. Утилизатор предлагает выстроить четкую систему превращения автошин в полезные изделия.

- Если муниципальные власти не хотят видеть шины на газонах, они должны строить поля с искусственным покрытием. Говорят, нет ГОСТов, нет бюджетов… Но, наверное, в первую очередь это должно быть волевое решение, - считает Штейнепрейс-Тюнина.

В ожидании такого решения многие предприниматели корректируют или откладывают бизнес-планы. Так, пару лет назад строительная компания намеревалась перерабатывать использованные покрышки в Сысерти, но пока эти планы не реализованы.

- В итоге видим брошенные покрышки возле помоек и на обочинах дорог. Союз отходоперерабатывающих предприятий работает над этой проблемой. По данным Роспотребнадзора, право заниматься утилизацией шин уже получили 52 свердловских предприятия. Но делают ли они это, неизвестно. Конечно, предпринимателей можно понять: они занимаются шинами, если есть заказ от муниципалитета. Ведь у бизнеса нет обязательств по утилизации отходов. Такая обязанность должна быть у производителя шин, тогда подтянется и бизнес утилизаторов, - подытожил Литвиненко.

Между тем

По данным минэнергетики и ЖКХ Свердловской области, автомобильные шины, покрышки и камеры сегодня утилизируют 7 предприятий региона: "Актив" в Асбесте, "ЖКХ-Урал" и ПКП "Мистраль-ТЕХЦЕНТР" в Каменске-Уральском, "Управление утилизации" в Полевском, "УтильМастер" в Краснотурьинске, "ЦГС" в Нижнем Тагиле, "Экос" в Нижнем Тагиле и в селе Чувашково Красноуфимского района. Бесплатно покрышки от населения принимают на площадке управления вторичных ресурсов "Татнефти" в поселке Прохладном Белоярского ГО.

Свердловская область