Одна из разновидностей таких пространств - кровли, особенно если они имеют хорошие видовые характеристики. Там появляются открытые веранды ресторанов, спортивные объекты (для игры в сквош, падел-теннис), парковые зоны. Вид красивых благоустроенных веранд свидетельствует о том, что в здании хорошо, и привлекает посетителей.
Речь идет не только про торговые центры, добавила Ярова. Это могут быть и крыши стилобатов с коммерческими помещениями в жилых домах. Есть хорошие примеры использования кровли стилобатов в Москве, Самаре, крыш ТЦ - в Казани.
В то же время рестораны пока с осторожностью относятся к использованию крыш под летние веранды, отмечает Ярова. Они предпочитают устраивать веранды на первых этажах, хотя в этом есть и свои неудобства (например, здесь больше тополиного пуха, чем на крышах, птиц и т. п.).
Все зависит от трафика и концепции ресторана - на крышу сложнее завести людей, и есть концепции ресторанов, аудитория которых на крышу не придет, прокомментировал тренд на сессии Mallpic гендиректор Gagarin Group Виктор Гор. В частности, крыши не подходят для сетей фаст-фуда.
Здесь все зависит от конкретных параметров, отметил руководитель проектов развития и продаж франшизы компании "Росинтер Ресторантс" Денис Хохлунов. Одно дело, если ТЦ готов не ставить никаких ресторанных концепций нигде, кроме этой крыши. Другое - если будут рестораны на нижних этажах, куда зайти все же проще. Важно также, чтобы ресторан на крыше мог работать не как ТЦ до 22 часов, а закрываться позже, особенно в выходные и праздники. Еще один вопрос - готов ли ТЦ подготовить крышу для размещения ресторана или же рестораторам все придется обустраивать с нуля. Срок окупаемости ресторана - до трех лет, и если не угадали с локацией, он может сильно удлиниться, отметил Хохлунов. Поэтому никто и не идет так активно на крыши, как это могло бы быть.