Какие подходы к миграции диктует нынешняя ситуация? Что необходимо предпринять, чтобы наплыв мигрантов не создавал угрозы для общества? Обсудим тему с членом Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, членом Общественного совета при МВД России Владимиром Волохом.
Не ужесточение, а оптимизация
Насколько принципиально изменилась миграционная ситуация в контексте последних событий?
Владимир Волох: Миграционные проблемы во всем мире, в том числе и в России, постоянно привлекают внимание общественности. Власти пытаются найти различные пути оптимизации управления миграционными процессами. Конечно, трагические события в "Крокусе" не могли остаться без внимания как общественности, так и властей. Поэтому сейчас очень много поступает предложений со стороны различных институтов гражданского общества и со стороны органов исполнительной власти. Ситуация, несомненно, меняется, и, на мой взгляд, в лучшую сторону, но я не сказал бы, что она стала принципиально иной.
Как вы относитесь к ужесточению условий пребывания на территории России трудовых мигрантов?
Владимир Волох: Когда мы говорим о миграции, наверное, не совсем верно сводить дело только к трудовым мигрантам. К нам приезжают студенты, ученые, туристы, спортсмены, другие категории мигрантов. В основном с краткосрочными целями. Постоянно или временно проживают в России менее одного миллиона, а стоят на миграционном учете чуть более четырех миллионов иностранных граждан. Но я не стал бы использовать термин "ужесточение". Это, скорее, либо оптимизация, либо совершенствование системы управления трудовой миграцией. Например, сейчас в проекте федерального закона предусматривается создание реестра, в котором будет в электронном виде собираться информация обо всех работодателях, которые привлекали, привлекают, планируют привлекать иностранных работников. Будет и другой реестр, содержащий сведения о тех иностранных гражданах, которые работали, работают или планируют работать на территории РФ. Предусмотрен и третий реестр, в который будет заноситься информация о тех работодателях, которые когда-то нарушили законодательство о трудовой миграции.
Более десяти российских регионов недавно запретили мигрантам работать в такси и маршрутках. Как вы это оцениваете?
Владимир Волох: Запрет или ограничения в сфере миграции - норма не новая. Федеральный закон предоставляет право правительству принимать решения об ограничении или запрете приема иностранцев по отдельным специальностям или по отдельным территориям. Такое ограничение действует, к примеру, в отношении работы иностранных работников в аптеках. Есть ограничения и по другим специальностям. Кроме того, наше законодательство предоставляет главам субъектов Федерации право принимать решения либо об ограничении, либо о запрете на прием иностранцев по каким-то специальностям. Руководители регионов этим правом пользуются, исходя из ситуации на рынке труда. Если по какой-то специальности в том или ином субъекте Федерации достаточно российских специалистов, то, конечно, нет смысла привлекать на эти вакансии иностранцев. Речь идет, разумеется, о легальной рабочей силе.
Существует единая база учета иностранных граждан
Создана ли в России эффективная система учета иностранных граждан?
Владимир Волох: В России существует единая база учета иностранных граждан. Она предусматривает, что иностранный гражданин в пути следования заполняет миграционную карту. Там достаточно простые данные: фамилия, имя и, если есть, отчество. Из какой страны. Куда едет. Цель приезда. Миграционная карта состоит из двух частей. В пункте пропуска через государственную границу контролер, проверив документы, одну часть миграционной карты отрывает, ставит внизу дату-штамп о пересечении государственной границы. Одна часть миграционной карты остается у иностранного гражданина с отметкой о прохождении пункта пропуска через государственную границу, а другая в этот же день сканируется и передается по электронной связи в единую базу учета иностранных граждан. Таким образом, ведется учет всех иностранцев, которые въехали в РФ. В нынешних новых условиях эта электронная система требует усовершенствования. В частности, МВД внесло в правительство проект федерального закона, касающийся въезда и пребывания иностранных граждан в РФ. Часть норм из этого законопроекта уже принята парламентом.
Какова техническая оснащенность учреждений федеральной миграционной службы и ее территориальных органов?
Владимир Волох: Она, несомненно, тоже требует обновления. Возьмем дактилоскопическую регистрацию. Она проводится в территориальных органах МВД. Достаточно большое количество дактилоскопических карт уже составлено. Не все категории иностранных граждан проходят дактилоскопическую регистрацию. Например, ее не проходят правительственные делегации, приезжающие в Россию. Дактилоскопическую регистрацию, на мой взгляд, надо переносить в пункты пропуска через государственную границу. В отдельных случаях эту процедуру можно оставить в территориальных органах МВД.
Должны ли работодатели нести ответственность за мигрантов, которые приезжают в Россию на работу?
Владимир Волох: Смотря какую ответственность. Если речь о трудовом законодательстве, то да. Предположим, иностранный работник приехал в РФ, обращается к какому-то работодателю. Тот принимает его на работу и говорит: "Давайте мы с вами не будем заключать трудовой договор или договор гражданско-правового характера. А зарплату я вам буду выплачивать в конвертах". Нарушение? Конечно, нарушение. И работодатель должен за него ответить. Кроме того, работодатель обязан обеспечить иностранному работнику достойные условия не только труда, но и быта. Место проживания гастарбайтера должно соответствовать санитарным нормам. Должны быть помещения для сушки одежды, если работа ведется на улице. И, безусловно, работодатель не может оставаться безразличным, если его иностранный работник не стоит на миграционном учете.
Некоторые россияне недовольны тем, что дети мигрантов ходят в муниципальные детские сады, школы. Это действительно проблема?
Владимир Волох: Да, это действительно проблема. В отдельных регионах количество детей-иностранцев в детских садах и школах доходит до 30-40 процентов. Я как член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям на одном из заседаний совета, который вел глава государства, поднял эту проблему. И глава государства дал поручение соответствующим органам еще раз вернуться к ней. Ребенок обязательно должен учиться, но количество иностранных детей в дошкольных и учебных заведениях надо регулировать.
Есть необходимость в привлечении востребованной иностранной рабочей силы
Некоторые эксперты отмечают, что после трагических событий в "Крокус Сити" начался отток мигрантов, прежде всего - жителей Таджикистана. Вы прогнозируете массовый отток?
Владимир Волох: Нет, не прогнозирую. Конечно, небольшие изменения мы наблюдаем. Но если говорить о перспективе, до конца года, на следующий год, то я не думаю, что существенно изменится ситуация с количественным составом иностранных граждан. Тем более что среди иностранцев, в том числе и граждан Таджикистана, абсолютное большинство законопослушных. Не далее как вчера я был на одной большой научной конференции, и одна из выступающих, доктор наук, профессор, привела такой пример. Она находилась с ребенком на платформе электрички, и с ребенка ветром сорвало шапочку. Шапочка упала на пути. Много людей было на платформе, и только один спрыгнул, достал эту шапочку и отдал ребенку. Этот парень оказался как раз из Таджикистана. Он сказал, что абсолютное большинство живущих в России таджиков - люди законопослушные, и они с большим уважением относятся к нашей стране. Поэтому я не думаю, что будет массовый отток. Это было бы крайне нежелательно, поскольку у нас остро не хватает трудовых ресурсов. По расчетам различных экономических ведомств и ученых, дефицит рабочей силы - более 4 миллионов человек. Есть необходимость в привлечении востребованной иностранной рабочей силы. Именно востребованной. Важно, чтобы эти иностранные граждане приезжали именно в те регионы, где не хватает трудовых ресурсов. И работали по тем специальностям или профессиям, на которые неохотно идут наши соотечественники. Хочешь не хочешь, но определенное количество иностранных трудовых ресурсов нам придется привлекать. За счет труда иностранных граждан в России каждый год производится до 6-7 процентов ВВП. Это колоссальные цифры. И, конечно, это способствует в том числе и более комфортной жизни самих россиян.
По данным миграционного учета, более половины трудовых мигрантов имеют среднее и средне-профессиональное образование. Диплом о высшем образовании есть у 15 процентов приезжих. Насколько в принципе реальна ситуация, когда к нам поедут высококвалифицированные специалисты?
Владимир Волох: То, что половина работающих в России иностранцев имеют хорошее образование, весьма отрадно. Но кто-то должен выполнять и работы, не требующие высокой квалификации. Некоторые эксперты говорят: платите побольше, и на вакансии, традиционно заполняемые мигрантами, пойдут российские граждане. Сомневаюсь в этом. Возьмем систему такси. В экономклассе у нас в основном иностранные граждане. Работают они, как правило, только с одним выходным, и рабочий день у них побольше. Потому что оплата труда - сдельная. А наши соотечественники не любят сдельную работу. Обычно они говорят: вот если бы был стабильный должностной оклад, да к нему регулярная премия…
И тем не менее желающие есть. По результатам исследования, проведенного аналитическим центром "Авито Работы", 24 процента россиян готовы занять традиционные рабочие места трудовых мигрантов в ЖКХ (уборка), строительстве, торговле (продавцы, грузчики), сельском хозяйстве, сфере услуг (доставка). Почти четверть желающих - это ожидаемо мало или неожиданно много?
Владимир Волох: Это нормально. Но слово "готовы" еще не означает, что они пойдут работать грузчиками или курьерами. Я в службах занятости со многими безработными разговаривал. И еще не видел ни одного человека, который готов был работать, и ему не предоставлена была работа. Как правило, выдвигается ряд условий, чаще всего - завышенные требования по оплате труда. И далеко не все соглашаются работать с полной отдачей. Поэтому приходится привлекать определенное количество иностранных работников.
Имеется ли у России четкая и последовательная миграционная политика?
Владимир Волох: У нас есть государственная миграционная политика, которая утверждена, как и положено, главой государства. И органы исполнительной власти, институты гражданского общества, научное сообщество достаточно много делают для того, чтобы эта концепция реализовывалась. В то же время жизнь идет вперед. Изменилась международная ситуация. Специальная военная операция проходит. У нас четыре новых субъекта РФ. Сама жизнь требует внесения изменений, оптимизации, совершенствования государственной миграционной политики. Вероятно, необходимо разработать и утвердить новую, нет, не концепцию, а стратегию государственной миграционной политики на определенный период. Чтобы в русле этой стратегии решать миграционные проблемы, обеспечивая интересы российских граждан.