21.05.2024 10:21

Что такое товарный знак, зачем он бизнесу и как его зарегистрировать

Читать на сайте RG.RU

Оглавление

Чтобы эффективно продвигать свой бизнес, предпринимателям нужно как-то выделяться. Тогда клиенты запомнят понравившуюся компанию и вернутся вновь.

Эффективным способом повышения узнаваемости бизнеса является товарный знак. Наличие зарегистрированного товарного знака говорит о том, что он юридически грамотно подходит к ведению дел, легализовал свой бизнес. Мы поможем вам разобраться с целесообразностью и порядком регистрации товарного знака.

Регистрация товарного знака с гарантией

Товарный знак: что это, и зачем он нужен

Товарный знак - это "визитная карточка" компании или предпринимателя, обозначение. Товарный знак может быть чем угодно: словом, фразой, картинкой, объемным изображением, а может быть представлен в виде комбинации разных вариантов.

Основная цель товарного знака: индивидуализировать продукты и услуги предпринимателей, повысить их узнаваемость. Товарный знак привлекает внимание, вызывает ассоциации с конкретным брендом.

Предприниматель, который придумал собственное фирменное обозначение, может зарегистрировать его в Роспатенте.

Регистрация товарного знака позволяет достичь следующих целей:

Товарный знак, торговая марка, бренд, логотип - в чем различия

Все эти слова используются в обиходе как синонимы. Однако, каждый из терминов несет в себе самостоятельную смысловую нагрузку. Разберемся, что это такое.

ТерминОпределение
БрендПод брендом понимается совокупность оформления и содержания продукта, вызывающая у потребителя ассоциации о товаре и изготовителе. Чаще всего понятие употребляется в маркетинге. Продукт под определенным брендом автоматически несет в себе маркетинговую составляющую: у людей появляется ассоциативный ряд, связанный с товаром (безопасность, надежность, качество и др.)
ЛоготипЛоготип - изобразительное оформление знака. Используется чаще всего в маркетинговых целях
Товарный знакКлючевой элемент бренда, подлежит гос. регистрации. Данный термин является официальным: используется в законе, в деловой переписке, документах. Подлежит регистрации и охране.
Торговая маркаПонятие "торговая марка" - это синоним термина "товарный знак". Чаще всего используется в зарубежных юрисдикциях, в гражданском законодательстве РФ термин не закреплен.

Виды товарных знаков

Товарные знаки могут быть представлены в различных видах:

Словесные

Словесные знаки включают в себя слова, буквенные комбинации и фразы, которые могут быть выражены на любом языке. Это могут быть лозунги или девизы компании.

Изобразительные

Эта категория охватывает товарные знаки, состоящие из изображений - от фигур и предметов до животных и растений. Они не содержат текста и служат для визуального представления бренда.

Объемные

Объемные знаки включают трехмерные формы, такие как формы продуктов или их упаковки. Эти знаки защищают уникальные трехмерные характеристики товаров.

Комбинированные

Комбинированные знаки - это сочетание словесных, изобразительных и других элементов. Название компании + визуальный элемент = комбинированный товарный знак

Нетрадиционные товарные знаки

К этой категории относятся звуковые знаки (например, мелодии или звуковые эффекты), световые (использование света для идентификации товаров), изменяющиеся знаки (изображения, меняющие свои свойства), голографические знаки, осязательные (например, текст Брайля), позиционные (защита расположения элементов бренда), а также обонятельные и вкусовые знаки. Нетрадиционные товарные знаки используются редко, но нужно знать, что они есть.

Каждый тип товарного знака несет в себе разную смысловую нагрузку, применяется в зависимости от целей и стратегии бренда. Разнообразие видов товарных знаков позволяет компаниям выделяться среди конкурентов, запомниться потенциальным клиентам.

Бонусы, которые вы получите после регистрации товарного знака

Законное использование товарного знака позволит повысить конкурентоспособность, защитить правообладателя от недобросовестных действий конкурентов.

Что дает регистрация:

1. Уверенность в том, что обозначение бренда является уникальными.

Другие предприниматели больше не смогут зарегистрировать что-то похожее, если вы работаете в одной сфере (например, в бьюти индустрии).

2. Возможность легального сотрудничества с крупными сетевыми магазинами и маркетплейсами.

Одним из обязательных условий работы с крупными сетями или маркетплейсами является наличие свидетельства о регистрации исключительных прав на товарный знак. Потребовать документ о регистрации могут в любой момент, даже после заключения договора и начала сотрудничества.

Важно! Если вы не предоставите свидетельство о регистрации исключительных прав на товарный знак по запросу маркетплейса, то ваш личный кабинет могут заблокировать, сотрудничество с площадкой прекратится.

3. Использовать свое уникальное обозначение на вывесках и в рекламных целях.

Без зарегистрированного товарного знака это делать опасно - конкуренты могут "похитить" ваше обозначение и использовать его в своем бизнесе. В таком случае привлечь к ответственности нарушителя будет практически невозможно.

4. Оформление франшизы.

Франшиза (или "договор франчайзинга") - это соглашение между бизнесменами о создании отдельного подразделения раскрученного бизнеса в иной локации. Правообладатель бизнеса по франшизе предоставляет возможность использовать комплекс исключительных прав: право использовать в своей деятельности товарный знак, секреты производства и др. Взамен предприниматель выплачивает вознаграждение за возможность работать под маркой знаменитого бренда.

5. Товарный знак обладает ценностью, повышает стоимость бизнеса.

Товарный знак - это актив, он может быть поставлен на учет на баланс компании. Наличие зарегистрированного товарного знака и постановка его на учет повышает стоимость доли в бизнесе, оценивается инвесторами при принятии решения о сотрудничестве.

6. Товарный знак позволяет защитить бизнес от нарушений.

Все права на товарный знак подлежат защите по закон. Товары, которые содержат незаконно используемый товарный знак, являются контрафактными. Они не могут продаваться на рынке, подлежат уничтожению.

Кроме того, правообладатель, если узнает о нарушении прав на товарный знак, может требовать вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 руб. или двукратной стоимости контрафактного товара, двукратной стоимости использования товарного знака.

Какой знак можно зарегистрировать

Чисто теоретически, зарегистрировать в качестве товарного знака можно какое угодно обозначение, только пройдет ли оно экспертизу в Роспатенте - вопрос.

Обозначение для регистрации должно обладать следующими характеристиками:

Какие элементы признаются общеупотребительными?

  1. Общеупотребительные названия для всех товаров в отрасли. Например, словосочетание "продукты питания".
  2. Общеизвестные символы и термины. Например, правовую охрану не сможет получить обозначение "Хлеб", если это товарный знак булочной.
  3. Товарный знак не должен указывать на свойства или характеристики товара. Например, "чистящий" для порошка.
Важно! Такие элементы могут использоваться в товарном знаке, если не являются главенствующими. Тогда товарный знак регистрируется, но общеупотребительные элементы не подлежат охране

Нельзя зарегистрировать следующие обозначения:

  1. Похожих на официальные наименования и изображения объектов культуры РФ.
  2. Аморальные названия (мат, оскорбительные конструкции)
  3. Если обозначение создает путаницу относительно места изготовления товара или самого изготовителя. Например, использование флага Японии в обозначении, когда товар сделан в России

Чек-лист проверки бренда до регистрации

Этапы регистрации товарного знака

В России регистрация товарных знаков осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности, известной как Роспатент. Процесс регистрации включает несколько ключевых этапов:

1. Проверка уникальности обозначения и возможности обеспечения его охраны

Перед подачей заявки на регистрацию необходимо убедиться в уникальности обозначения. Это важно для того, чтобы избежать отказа в регистрации и потери государственной пошлины.

2. Выбор классов МКТУ

Все товарные знаки регистрируются для определённых классов товаров и услуг (классы МКТУ). Классы МКТУ напоминают ОКВЭД для бизнеса. Нужно помнить, что зарегистрированный товарный знак подлежит защите только в зарегистрированном классе. Например, если вы зарегистрировали логотип в продуктах питания, то похожую эмблему могут зарегистрировать в сфере строительства. И это нормально.

Но в вопросе выбора классов МКТУ лучше не жадничать: нужно указать только те классы, где вы действительно осуществляете деятельность.

Почему так?

Во-первых, чем больше классов МКТУ вы укажете, тем выше пошлина (за каждый дополнительный класс нужно доплачивать).

Во-вторых, конкуренты могут аннулировать правовую защиту товарного знака в тех классах, где вы не ведете бизнес. В таком случае вы потеряете дополнительные время и средства на доказывание своей правоты в суде.

Почему так важно правильно указать классы МКТУ?

Выбор правильных классов МКТУ критичен, так как товарный знак будет защищен только в рамках выбранных классов. Это означает, что конкуренты не смогут использовать похожий знак для товаров или услуг в этих классах, но могут использовать его в других классах, которые не охвачены регистрацией.

Подбор классов можно осуществить с помощью онлайн-сервиса:

  1. По ИНН. Сервис подберет классы, которые соответствуют ОКВЭД. Можно выбрать именно те товары и услуги, которые заявитель продает.
  2. По продукту. Сервис предоставит информацию, в каких классах есть похожие товары.

В связи с частым обновлением классов, рекомендуем уточнять последнюю редакцию.

Процесс регистрации обозначения складывается из следующих этапов:

1. Подача заявки

Процесс регистрации начинается с подачи заявки. Заявителям предлагается несколько способов подачи: лично, по почте, через портал Госуслуг или непосредственно через сайт Роспатента. Заявка должна соответствовать форме и требованиям, установленным Роспатентом.

2. Формальная экспертиза

На этом этапе Роспатент проверяет правильность оформления заявки и приложенных документов. Возможно, потребуется откликнуться на запросы от Роспатента. Игнорирование таких запросов может привести к отклонению заявки.

3. Экспертиза по существу

Далее следует анализ самого обозначения, заявленного как товарный знак. Проверяется его уникальность и соответствие требованиям. В случае положительного результата заявка переходит к следующему этапу - государственной регистрации.

4. Регистрация обозначения и выдача свидетельства

После утверждения заявки и оплаты второй части госпошлины происходит внесение сведений в Государственный реестр товарных знаков. Роспатент высылает ссылку на электронное свидетельство, а бумажное свидетельство выдается по заявлению правообладателя после доплаты пошлины.

Важно! Процесс регистрации от подачи заявки до выдачи свидетельства может занять до 18 месяцев. На период регистрации товарного знака ему обеспечивается правовая защита, предпринимателю - заявителю предоставляется приоритет в его использовании.

Почему важно проверить уникальность товарного знака до регистрации

Чтобы процесс регистрации товарного знака не прошел зря, перед подачей заявки рекомендуем провести самостоятельную проверку обозначения на уникальность. У гениев мысли схожи, возможно, кто-то раньше вас зарегистрировал нечто похожее, поэтому лучше озаботиться проверкой.

Для проведения самостоятельной проверки существуют различные сервисы. В интернете можно найти бесплатные варианты проверки товарных знаков на уникальность. Но будьте осторожны:

В этом вопросе без грамотной помощи патентного поверенного не обойтись.

У патентного поверенного есть доступ к полной платной базе заявок на регистрацию, поэтому анализ будет более полным.

Если Роспатент прислал отказ

Роспатент присылает разные бумаги: уведомления, запросы, отказы. Нужно разбираться, что конкретно вам пришло, что от вас хотят, и уже исходя из содержания письма реагировать.

Не всегда бумага от Роспатента - это окончательный и бесповоротный отказ в регистрации товарного знака. Иногда регистрирующий орган направляет "предварительный отказ" в виде запроса дополнительных сведений. Если вовремя подсуетиться, то можно решить проблему и сохранить приоритет заявки на регистрацию и оплаченные госпошлины. Подробнее о том, что делать при получении уведомления - в статье.

Что же делать, если пришел отказ от Роспатента:

  1. Если это "предварительный отказ" в регистрации, то можно дополнительно собрать недостающие документы, подготовить четкий и аргументированный ответ по вопросам регистрирующего органа и направить ответным письмом. Важно соблюдать сроки ответа на запрос и требования к документам. Тогда велика вероятность, что товарный знак все же зарегистрируют.
  2. Если отказ окончательный, то это тоже не приговор. Если отказ вызван тем, что уже есть похожий знак в вашей сфере, то можно провести переговоры с владельцем и получить согласие на использование.
  3. Любой отказ можно обжаловать в Палате по патентным спорам. На обжалование отказа даётся 4 месяца. Срок на обжалование начинает течь тогда, когда вам отправили решение об отказе. Если Роспатент вам их не направляет, то нужно запросить самим. Тут также важно правильно проанализировать основания для отказа, подготовить аргументированную позицию и представить ее на рассмотрении Палаты.
  4. Обращение в Суд по интеллектуальным правам. Исключительный случай, но если вышеперечисленные варианты не помогли, то можно защитить свои права в судебном порядке.

Сколько стоит регистрация товарного знака

Регистрация товарного знака - недешевое удовольствие. Пошлины за регистрацию и проведение экспертизы исчисляются десятками тысяч рублей.

В случае ошибки уплаченные средства вам никто не вернёт. Поэтому если регистрировать товарный знак самостоятельно, то можно сильно переплатить.

Плата за регистрацию разбивается на несколько этапов:

ЭтапЧто входит в стоимостьСумма, руб.
Регистрация заявкиЧтобы просто подать заявку, нужно заплатить деньги. В стоимость пошлины включено до 5 классов МКТУ3 500
Формальная экспертиза заявкиПроверка заявки соответствие требованиям. В стоимость включен 1 класс МКТУ11 500
Экспертиза заявки по существу и выдача свидетельстваПроверка товарного знака на уникальность и соответствие требованиям закона. В стоимость входит до 5 классов МКТУ, электронное свидетельство16 000
Бумажное свидетельствоОпционально, если вам нужно. Выдается на основании заявления2 000

Бонус: при подаче электронной заявки сумма государственной пошлины снизится на 30%.

Вот поэтому в пункте "Этапы регистрации товарных знаков" мы рекомендовали проявить благоразумие, т.к. за каждый дополнительный класс МКТУ нужно доплачивать от 1000 руб. на каждом этапе регистрации. Если вам не нужна охрана знака в выбранной сфере, то зачем отдавать лишние деньги.

Таким образом, если вы собираетесь зарегистрировать товарный знак в одном классе МКТУ без получения бумажного свидетельства с электронной заявкой, то расчет пошлины будет выглядеть следующим образом:

(3500 + 11500 + 16000) * 70% = 21 700 руб.

Именно такую сумму можно потерять, если неправильно оформить заявку на регистрацию и документы к ней, формально подойти к вопросу предварительной проверки логотипа на уникальность.

Рассчитать патентные пошлины

Сколько действуют права на товарный знак

Все преимущества регистрации товарного знака (возможность печати товарного знака на вывесках и этикетках, защита логотипа от использования конкурентами и т.п.) начинают действовать с момента подачи заявки на регистрацию и действуют в течение 10 лет.

Важно! Если основная причина регистрации товарного знака - очищение рынка от недобросовестных конкурентов, то предъявлять претензии можно только после получения свидетельства о регистрации. Расчет компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак нужно производить с даты регистрации товарного знака (если компенсация взыскивается в двукратной величине от незаконного использования знака).

По истечении 10 лет заявку нужно продлять путем обращения в Роспатент. Если этого не сделать, то все преимущественные права теряются.

Если товарный знак зарегистрирован, то обращаться в Роспатент для продления заявки можно неограниченное количество раз.

Главное о товарных знаках в 4 пунктах

  1. Зарегистрированный товарный знак - это контроль над брендом. Свидетельство о регистрации дает предпринимателю возможность открыто рекламировать себя и свой продукт, использовать товарный знак в производстве товаров, размещать в интернете, передавать по договору за плату и т.п. Люди запоминают бизнес прежде всего по логотипу.
  2. Владелец товарного знака после регистрации товарного знака может защищать свой бренд от копирования. Официальная регистрация позволяет не только бороться с контрафактом и подделками, но и взыскивать компенсации за нарушения исключительных прав на товарный знак.
  3. Товарный знак может быть в любой форме: в виде звука, картинки, слова, фигуры. Главное, чтобы регистрируемое обозначение являлось уникальным, т.е. вызывало конкретные ассоциации с вашим бизнесом.
  4. Самостоятельная регистрация товарного знака - дело рисковое. Нужно знать тонкости и нюансы заполнения заявки, взаимодействия с Роспатентом, прохождения экспертизы. При этом в случае ошибки вы рискуете потерять не только время (средний срок рассмотрения заявки составляет от 6 месяцев), но и деньги (примерный размер пошлины за регистрацию товарного знака составляет 21700 руб.). Чтобы избежать ненужных рисков, лучше заплатить за услуги патентного поверенного и перепоручить процесс регистрации профессионалам.
Реклама, ООО "ФПБ "Гардиум", ИНН 7721854322
erid:F7NfYUJCUneLrXMrydDW