21.05.2024 10:17

Защита товарного знака от конкурентов

Читать на сайте RG.RU

Оглавление

Если ваш бизнес успешен: у вас есть собственное позиционирование на рынке, логотип, узнаваемость, благожелательность клиентов, то есть риск, что конкуренты могут скопировать ваш товарный знак. Такие недобросовестные действия преследуют несколько целей: сэкономить средства на создании и продвижении собственного бренда, воспользоваться известностью чужого бренда и заработать на этом деньги.

Как защитить свой бренд, какая ответственность предусмотрена ст. 1515 ГК РФ, на что можно рассчитывать в такой ситуации - расскажем в данной статье.

Как понять, что конкуренты используют ваш товарный знак

Незаконное использование товарного знака может выражаться по-разному. Конкуренты могут совершить следующие действия, которые могут быть признаны нарушением ваших прав на товарный знак:

Конкуренты могут полностью скопировать ваш товарный знак, а могут создать очень похожий товарный знак, который будет вводить потребителей в заблуждение. Во втором случае использование похожего знака будет также нарушать ваши права.

Если прямое копирование бренда вопросов не вызывает, то вот создание похожего товарного знака сложнее определить.

Первым делом нужно проверить сходство товарного знака нарушителя с вашим.

Сделать это можно при помощи бесплатных сервисов по проверке уникальности. Например, с помощью онлайн-сервиса.

Такой сервис обычно используется для оценки возможности регистрации товарного знака на этапе подачи заявки, но сервис подходит и для оценки действий конкурентов по использованию вашего бренда. Если проверка покажет, что товарный знак схож до степени смешения с вашим зарегистрированным знаком, то можно развернуть кампанию по защите своих прав.

Практика показывает, что обычно нарушители копируют товарные знаки следующими способами:

  1. Название вашего бренда написано на русском языке, а название конкурентов - такое же только транслитом на латинице.
  2. Конкуренты копируют название вашего бренда, но в части букв меняют регистр, т.е. пишут строчные буквы вместо прописных.
  3. Добавляют к названию вашего бренда какие-то дополнительные слова и цифры.
  4. Часть слов в названии бренда заменяют на цифры. Например, самая популярная замена - "to" на 2.
  5. Часть букв в названии заменяют похожими. Пример: буквы "с" и "k" легко можно заменить в названии без потери смысла.
Важно! Защите подлежит только зарегистрированный товарный знак. Подтверждением регистрации является свидетельство, которое выдает Роспатент. С момента выдачи свидетельства товарный знак подлежит правовой охране, предприниматель может пресекать любые попытки копирования своего бренда, требовать за это компенсации.

Далее нужно понять, в одной ли сфере вы работаете с конкурентами, которые скопировали ваш знак.

Дело в том, что зарегистрированный товарный знак подлежит защите только в определенной сфере предпринимательской деятельности. Сфера защиты знака обозначается при регистрации в виде указания на определенный класс МКТУ. Классы МКТУ напоминают коды ОКВЭД в бизнесе. При подаче заявки на регистрацию товарного знака обязательно нужно указать класс МКТУ. После получения свидетельства товарный знак охраняется только в той сфере, в которой ему присвоен класс.

Поэтому могут существовать одинаковые или похожие товарные знаки в разных сферах. Например, можно зарегистрировать одинаковые товарные знаки в автомобильной отрасли и в сфере ресторанного бизнеса.

Чтобы претензия к нарушителю была обоснованной, нужно, чтобы копирование товарного знака было в том классе МКТУ, где товарный знак зарегистрирован. Класс регистрации указан в свидетельстве.

Проверить класс МКТУ также можно с помощью онлайн-сервиса.

После определения той сферы, где товарный знак охраняется, нужно понять, однородная ли сфера у вас с конкурентом. Если конкурент скопировал ваш товарный знак и разместил на стиральных порошках, а вы производите строительные материалы, то нарушения здесь не будет, за исключением случая, когда речь идет об общеизвестном товарном знаке. Общеизвестный товарный знак нельзя использовать даже для товаров другого класса

На третьем этапе подготовительной работы нужно зафиксировать нарушение

Если вы определили, что ваш товарный знак и товарный знак конкурента одинаковые или похожие, вы работаете в одной сфере, то можно заниматься сбором доказательств копирования. Лучше делать это тихо, без шума, чтобы нарушитель не успел удалить компромат, особенно, если копирование существует только в интернете.

Копирование сайта, создание похожего аккаунта в социальных сетях, размещение информации о товаре с вашим логотипом и иные виды нарушений, которые имеют цифровую форму, лучше фиксировать при помощи ИТ-специалиста в виде осмотра интернет-страницы. В осмотре будет отражен внешний вид страницы, дата осмотра, будет содержаться информация о достоверности данных с сайта. Если нарушитель потом уничтожит информацию из Интернета, у вас на руках будет подтверждение, что в конкретный период времени нарушение было.

Еще один вариант - сделать заверение интернет-страницы нотариусом, но такая услуга стоит довольно дорого.

Если товар со скопированным логотипом существует физически, то его лучше купить и сохранить чек покупки. Похожую вывеску, рекламный баннер нужно сфотографировать и сохранить фото.

Пример из практики:

Наш клиент является официальным импортером в России оригинального баварского пива. Владельцем товарного знака является коммандитное товарищество. Между товариществом и российской компанией был заключен договор, который давал импортеру не только право продавать товар на российском рынке, но и использовать бренд.

Через некоторое время импортер обнаружил, что на рынке продается контрафактное пиво, которое ввезено на территорию России незаконно. Размещение товарного знака на таком товаре не было согласовано с правообладателем и с импортером.

Клиент организовал две контрольные закупки товара, чтобы подтвердить факт нарушения исключительных прав на товарный знак. После длительного судебного процесса (дело рассматривалось в первой, апелляционной и кассационной инстанциях) суд встал на сторону импортера и признал ввоз, продажу контрафактных товаров незаконными.

Способы защиты

Самостоятельный сбор доказательств

Перед тем как нападать на нарушителя нужно собрать доказательства для обоснования своей позиции. Частично мы затронули эту тему в предыдущем пункте, но помимо доказательств нарушения нужно подготовить доказательства, что вы сами законно используете товарный знак. Это может быть копия свидетельства о регистрации товарного знака, дистрибьюторский договор (если речь идет об официальном представителе правообладателя).

Претензия

После того, как вы собрали все доказательства, можно приступать к подготовке претензии. Претензия представляет собой письмо нарушителю в свободной форме, где вы подробно излагаете следующие обстоятельства:

Направлять претензию нужно по юридическому адресу компании. В отношении ИП или самозанятых это сделать сложнее, т.к. их адреса являются закрытой информацией. Но можно получить эти сведения в налоговом органе. Для этого нужно сделать запрос и указать в нем, что вам нужен адрес ИП или самозанятого для направления ему претензии.

Составить текст претензии можно самостоятельно, но лучше обратиться к юристу за помощью.

Во-первых, не все нарушители после получения претензии готовы добровольно удовлетворить требования правообладателя и прекратить нарушения. Поэтому претензия может легко перерасти в иск. Тут точно нужен квалифицированный специалист, который будет отстаивать ваши интересы.

Во-вторых, после получения претензии между вами и конкурентом может появиться переписка. Например, в том случае, если адресат претензии не согласен с тем, что его товарный знак похож на ваш. Тогда нужно грамотно обосновать свою позицию, а сделать это самостоятельно тяжело.

В среднем ответ на претензию приходит через 2-3 недели после ее направления. Идти в суд можно только по истечении 30 дней с момента ее отправки. такой срок установлен для возможного досудебного урегулирования конфликта между сторонами.

Сбор доказательств с помощью госорганов

Обращение в гос. органы может помочь вам убить двух зайцев: привлечь нарушителя к ответственности (административной или уголовной), получить доказательства для суда, если путем направления претензии решить вопрос не удалось.

Привлечь к ответственности за нарушение прав на товарный знак могут следующие органы:

ФАС следит за тем, чтобы предприниматели соблюдали правила честной конкуренции, не нарушали законодательство о рекламе. Использование чужого товарного знака наносит вред репутации правообладателя, создает у потребителя ложные представления о товаре. Поэтому такие действия трактуются как недобросовестная конкуренция. Недобросовестная конкуренция является административным правонарушением, нарушитель может получить штраф от 100 000 руб. до 500 000 руб.

Если товарный знак используется в рекламе (на вывесках, рекламных щитах, в журнале и т.п.), то это еще и нарушение законодательства о рекламе. За это можно получить еще один штраф, его размер также варьируется от 100 000 руб. до 500 000 руб.

Конечно, правообладателю эти деньги не достанутся, но решение ФАС может стать хорошим доказательством наличия нарушения для суда. А еще подобные штрафы отлично мотивируют нарушителей прекратить незаконное использование товарного знака.

Использование чужого товарного знака вводит в заблуждение потребителей. А это тоже административное правонарушение. Чтобы предпринимателя привлекли к ответственности по данному основанию, нужно обратиться в Роспотребнадзор. Он проведет проверку, составит протокол и, если нарушение имеет место, то передаст материалы в суд для привлечения к ответственности и назначения наказания.

Незаконное использование товарного знака может быть квалифицировано как преступление. Если нарушение совершено несколько раз или причинило ущерб более 400 000 руб., то заинтересоваться нарушителем может полиция. Сотрудники полиции также проведут проверку, сделают контрольную закупку, запросят информацию о правовых основаниях использования товарного знака. Если нарушитель не предоставит документы, то могут возбудить уголовное дело.

Защита прав в интернете

Если нарушение существует в интернете, то можно попробовать без суда защитить свои права.

Социальные сети самостоятельно могут заблокировать нарушителя. Можно обратиться в службу поддержки и указать, что пользователь или группа нарушает ваши права. Нужно предоставить доказательства регистрации вашего товарного знака, описать ситуацию с нарушением.

Рекламные площадки, сайты, карты тоже могут блокировать пользователей-нарушителей. Все зависит от администрации конкретного ресурса: некоторые сразу удаляют контент, который нарушает интересы правообладателя, кому-то нужно решение суда с подтверждением наличия нарушения. В любом случае стоит обратиться с запросом, пообщаться со службой поддержки.

Если нарушают ваши права на домен, то здесь уже одним письмом не ограничиться. Регистратор домена не будет предпринимать никаких действий без решения суда. А для вынесения решения суда в вашу пользу нужно доказать много обстоятельств: что товарный знак зарегистрирован раньше домена, что вы работаете с нарушителем в одной сфере, сходство домена и товарного знака, введение в заблуждение клиентов и т.д. Тут точно нужна помощь юриста, который обладает опытом работы в таких делах.

Заказать анализ ситуации у юристов

Суд

Если мирно урегулировать конфликт не получилось, то правообладателю остается одна дорога - в суд.

В суде можно заявить следующие требования:

Исковое заявление будет составлено на основе претензии, но могут понадобится дополнения. Например, если к моменту подачи иска ФАС или Роспотребнадзор привлекли нарушителя к ответственности за незаконное использование товарного знака. Тогда все обстоятельства, которые были предметом рассмотрения в административном деле, могут стать хорошим обоснованием позиции.

Рассматривать дело будет арбитражный суд по месту нахождения ответчика, т.к. спор вытекает из предпринимательской деятельности. Иск - это основополагающий документ в любых спорах с нарушителем, поэтому нужно потратить время и деньги на его подготовку.

К исковому заявлению помимо доказательств нарушения нужно добавить претензию с копией чека об отправке, выписки из ЕГРЮЛ на стороны спора, квитанцию об уплате государственной пошлины, доверенность, если иск будет подан через представителя.

Пример из практики:

Крупный владелец сети стейк-хаусов обнаружил, что две компании использовали эмблемы, сходные до степени смешения с его товарными знаками (скопирована была словесная и изобразительная часть). При этом нарушители осуществляют свою деятельность в ресторанном бизнесе как и правообладатель товарных знаков.

За решением проблемы клиент обратился в Гардиум.

Юристы компании подали иск с требованием запретить конкурентам использовать свои товарные знаки, выплатить компенсацию клиенту за нарушение его прав.

В ходе рассмотрения были предоставлены доказательства известности бренда, узнаваемости среди потребителей. В качестве доказательства сходства товарных знаков был подготовлен отчет ВЦИОМ на дату рассмотрения спора.

Параллельно с судебным процессом оппоненты пытались зарегистрировать свою эмблему в Роспатенте, но получили отказ из-за того, что товарный знак не прошел проверку на уникальность. Данное обстоятельство стало дополнительным доводом в борьбе с нарушителями.

В конечном счете суд признал незаконным действия конкурентов, запретил использовать спорные товарные знаки в своей деятельности, обязал выплатить клиенту компенсацию.

Нарушения на маркетплейсах

С маркетплейсами отдельная история. Если вы продаете свой товар на маркетплейсах, и конкурент тоже продает свои товары с незаконно размещенным логотипом, то бороться с таким нарушителем можно при помощи самой площадки.

У одного крупного маркетплейса есть собственная система разрешения споров (арбитраж). Каждый зарегистрированный участник может при помощи этой системы пожаловаться на нарушителя.

Если спор связан с незаконным использованием товарного знака и продажей контрафактных товаров, то маркетплейс проводит проверку обращения. Он запрашивает у нарушителя документы, которые бы обосновывали наличие у него прав на товарный знак: свидетельство о регистрации товарного знака, лицензионный договор или договор франшизы. Если нарушитель такие документы не предоставит по запросу площадки, его личный кабинет заблокируют.

У другого популярного маркетплейса похожая система борьбы с недобросовестными продавцами: на площадке тоже есть возможность пожаловаться на недобросовестного конкурента. Если прилетела такая жалоба, то маркетплейс начисляет баллы за нарушения. Есть целая таблица со списком нарушений и оценкой их в баллах. Если продавец набрал 1200 баллов, его личный кабинет также заблокируют. Можно оспорить такую блокировку, но нужно опять же предоставить документы, которые бы подтверждали законность использования товарного знака.

Как посчитать компенсацию за незаконное использование товарного знака

Владелец бренда может требовать от нарушителя двух видов выплат:

Проще и быстрее взыскать компенсацию. Для ее взыскания нужно доказать суду только факт нарушения исключительных прав на товарный знак. И все. А для взыскания убытков нужно собирать гораздо больше доказательств, производить сложные расчеты, обосновывать свою позицию суду.

Компенсация

Может быть заявлена в трех видах:

Важно! От заявленного размера компенсации зависит размер гос. пошлины, которую нужно уплатить на этапе подаче иска. Поэтому лучше указывать размер компенсации соразмерно нарушению. Даже если суд согласится с тем, что нарушение имело место, но не согласится с размером компенсации и уменьшит его, оплаченную разницу в пошлинах никто не вернет. Более того, оппоненты смогут частично взыскать свои судебные расходы пропорционально неудовлетворенным требованиям.

Убытки

Могут быть взысканы в виде упущенной выгоды, т.е. той выгоды, которую вы могли бы получить, если бы не было нарушения. Тут нужно представить доказательства, что вы предприняли достаточные меры для получения этой выгоды, правильно рассчитать размер этой выгоды. Суды довольно неохотно взыскивать суммы упущенной выгоды, потому что невозможно с высокой степенью вероятности выстроить причинно-следственную связь между нарушением и недополучением выгоды конкретным предпринимателем.

Споры по товарным знакам: памятка

  1. Чтобы предъявить нарушителю претензию и взыскать с него компенсацию нужно проверить, что ваши товарные знаки действительно похожи, вы работаете в одной сфере
  2. Очень важно собрать доказательства нарушения сразу, как только вы его обнаружили. В противном случае конкурент может попытаться "замести следы".
  3. Перед направлением иска в суд нужно написать нарушителю претензию. Также можно попробовать привлечь конкурента к ответственности путем обращения в ФАС, Роспотребнадзор, полицию.
  4. Хорошим вариантом защиты своих прав может стать взаимодействие с интернет-платформой, где зафиксировано нарушение. Они могут самостоятельно удалить информацию, которая нарушает ваши права
  5. Лучше просить компенсацию, а не взыскивать убытки. При определении размера стоит просить сумму, соразмерную нарушению.
Реклама, ООО "ФПБ "Гардиум", ИНН 7721854322
erid:F7NfYUJCUneLrXFVr3ty