На "Большую землю" полярников доставило не имеющее аналогов в мире судно - ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс", прибывшая в порт Мурманска. Откуда они самолетом или поездом отправились в свои города, большинство - в Петербург. Многие ученые пробыли на "СП-41" все 20 месяцев вдали от дома и родных.
Сорок первая - уже вошла в историю полярных исследований как станция нового формата. Это не просто зимовка, а ледовый лагерь. Судно пришвартовалось к льдине, вмерзло и дрейфовало с ней. Ученые жили на судне, работали как на борту, так и на льду.
Такой формат дал возможность возобновить работу дрейфующих станций, прерванную из-за ускоренного таяния льдов в 2013 году. И - новые возможности для ученых. На судно загрузили тяжелое оборудование (например, для отбора проб грунта с глубины океана), о котором и речь не шла на традиционных станциях на льдине. За 20 месяцев выполнена программа из 50 направлений научных исследований. Изучали природные компоненты Арктического региона: от дна Северного Ледовитого океана до стратосферы. Да и работа полярников стала достаточно безопасна. При трещинах на льду - лагерь эвакуируют на борт.
В Мурманске полярников встречали торжественно, как героев. Еще судно не успело причалить, а на берегу собрались десятки людей - с цветами, флажками. Им с вертолетной площадки (единственной большой открытой палубы на "Северном полюсе") махали полярники. А я старалась узнать знакомые лица. Мне посчастливилось пройти на "Северном полюсе" путь от старта экспедиции 17 сентября 2022 года из Мурманска до открытия "СП-41" 2 октября. После чего пришлось вернуться обратно на судне сопровождения.
И вот друг за другом они сходят с судна на берег. Звучит музыка, с большого экрана, установленного на причале, полярников приветствует глава Минприроды России Александр Козлов. "Программы дрейфующих станций больше не зависят от непредсказуемости льда", - подчеркнул министр.
"В экспедиции были получены уникальные данные о природе Арктического региона, которые внесут огромный вклад в изучение его климата. Эти важнейшие работы будут продолжены в рамках следующих экспедиций "Северный полюс", - сказал глава Росгидромета Игорь Шумаков. "СП-42", кстати, тоже возьмет курс на Северный Ледовитый океан из Мурманска. Город станет своеобразным символом начала и окончания экспедиций на самый край Земли.
Короткие отчеты капитана корабля Андрея Кубика и бессменного начальника экспедиции Кирилла Фильчука: все в порядке - и с судном, и с людьми. "Наши полярники - настоящие герои! - поддержал их директор Арктического и антарктического НИИ Александр Макаров. - Но успех всей операции - это общий результат слаженной работы многих людей, в том числе судостроителей, проектировщиков, моряков, ученых. От идеи до воплощения прошло почти десять лет. И сегодня мы торжествуем грандиозную победу!"
Фото на память, вручение цветов - и нас приглашают на экскурсию по кораблю. Я и сама могу провести экскурсию, поэтому иду - прежде всего поговорить с теми, с кем встретилась тогда, в сентябре 2022-го.
Первым делом - в столовую, где по-прежнему царит шеф-повар Анжела Царева. Успех любой экспедиции, кстати, во многом зависит от повара. Анжела Царева готовит классно. На ужин в тот день основным блюдом был жареный палтус. К нему полагались салаты и фрукты. Анжела - уникальный член экспедиции. Она вернулась с "СП-41" в ротацию в апреле 2023 года (нужно было навестить родителей), а уже в августе снова была с полярниками.
"Рыбу, мясо - хорошо едят. Шашлыки обожают, регулярно готовим. А однажды на льду даже сделали, типа "выезда на природу". А что для меня было откровением - так это любовь полярников к сладкому. И особенно у мужчин! Торты влет уходят: пекли на дни рождения и прочие праздники", - смеется Анжела. Ну а самым сложным она называет готовку во время шторма. А они еще как случались по дороге до льдины и обратно. Это полярники, если нет срочной работы, могут отлежаться в каюте. Анжела - нет. Ей все равно кормить народ надо. "Рассчитываешь траекторию своего движения с движением корабля. Качнуло туда - бегом к плите сковородку ставить, и глазами сразу ищешь, за что ухватиться, если не устоишь", - поясняет она. По дороге на льдину Анжела (я ее упорно называю по имени-отчеству Анжелой Францевной, потому что и впрямь Царица) пообещала, когда закончатся запасы покупного хлеба, будет печь свой. Ну и где он? Приносит. Объедение!
Руководитель группы гидрохимических исследований "СП-41", сотрудник Арктического и антарктического НИИ Елена Добротина кроме своих прямых обязанностей сажала в экспедиции растения. В своей каюте, так сказать, неофициально. Прошу ее рассказать о достижениях. Елена ведет в каюту и демонстрирует большое растение - дыню (его здесь прозвали "дынным деревом"). Дыня у нее постоянно цвела, но плодов на краю Земли не дала: цветы появлялись только мужские. Зато красиво и радовало глаз. А вполне до товарного вида выросли укроп и петрушка.
"Что больше всего запомнилось? Прощальный костер на льдине 28 апреля. Было и радостно, и грустно, - вспоминает Елена. - Зверей видели: белого медведя, моржа, тюленя. Ну а самым неприятным оказался шторм по время возвращения. Уже отвыкли после стольких месяцев пребывания на твердой земле, то есть на льдине".
Руководитель группы биологов Ольга Зимина показала мне подарки, полученные к двум ее дням рождения (за 20 месяцев две днюхи - нормально). Фантастические существа, напоминающие земных ракообразных, сделанные в минуты досуга коллегами по экспедиции из металлических ложек. Есть у полярников такая традиция: дарить подарки из подручных материалов. Обязательно учитывают интересы одариваемого. Так, начальнику экспедиции Кириллу Фильчуку подарили снегоступы (любит ходить на лыжах). Дамам вместо духов воду с глубины около пяти километров в красивых бутылочках. А метеорологам - бубны. Чтобы погоду подшаманивали.
Ольга готова снова идти в экспедицию. Говорит, что чувствует себя в них как дома. Настолько влюблена в Север. И отдыхать ездит, кстати, тоже на Север, да и сама из Мурманска. В "СП-41" работали шесть женщин. Эти три - весь дрейф.
Мужчин, 20 месяцев проведших на льдине, понятно, много больше. В экспедиции (с учетом двух ротаций) приняли участие более 40 ученых. Из них главный по должности - Кирилл Фильчук. На вопрос, что было самым сложным в экспедиции, отвечает: "Временные рамки". Изначально рассчитывали, что экспедиция продлится год, может, год с небольшим, а она растянулась на 20 месяцев. Так сложились ледовые условия.
"Когда люди настроены на определенный срок, то даже если становится очень трудно, они живут в понимании, что нужно дотерпеть до такого-то времени. А здесь сроки постоянно отодвигались", - рассказал Кирилл. И, конечно, было непросто пережить на краю Земли две полярные ночи подряд. Каждая - по четыре месяца! Хотя, конечно, разнообразный досуг, который был доступен именно в формате судна, значительно облегчал ситуацию. На сугубо ледовой станции было бы куда сложнее и физически, и психологически.
Самыми тяжелыми днями начальник считает те, когда пришлось решать вопрос с госпитализацией на берег одного из полярников. Ему уже не могли оказать помощь в условиях медблока на судне. Но все сложилось отлично. Заболевший вылечен, бодр, весел. Приехал встречать "Северный полюс".
Дверь в каюту начальника экспедиции практически постоянно распахнута: к нему все время подходят люди с теми или иными вопросами. На "Северном полюсе" вообще не принято закрывать двери на ключ: все свои. Так что, вернувшись в город, полярникам предстоит заново приобретать "навыки выживания" в мегаполисе.
Иду по коридорам, общим пространствам - вижу, как судно обжито. Там в углу - гитары, здесь - шахматная доска. На стенах - рисунки, тематические фотоподборки. В столовой вывешены фото домашних котиков, оставленных на "Большой земле" на попечении родных и близких. В лабораториях - оборудование не в упаковках, а действующее.
На одной из стен коридора - график уборки помещений. А это уже было и в сентябре 2022-го. Горничных и уборщиц на судне нет. Каждый убирает свою каюту и по графику - общие помещения: коридоры, туалеты, зону для фитнеса с сауной и купелью. И теперь все это остается без хозяев - до "СП-42".
Своим последователям (будем честны: члены экспедиции "СП-41" вряд ли захотят работать с самого начала на новой станции, слишком маленький перерыв) ученые желают размеренной работы без экстремальных происшествий. Тем не менее быть готовыми и к нештатным ситуациям: дальняя Арктика сурова. А ближайшее человеческое жилье, как шутят полярники, это Международная космическая станция.
Дрейф завершен: В Мурманске встретили полярников "Северной станции-41"