Впервые национальная система цифровой маркировки начала работать в 2016 году, с тех пор коды стали обязательными для 17 категорий товаров. Сейчас в статусе пилотов находятся еще 15 проектов.
Государство вводит обязательную маркировку, чтобы сократить контрафакт на рынке. Система делает прозрачной цепочку перемещения продукции - от производителя до реализации в магазине. На каждую единицу товара наносится уникальный дата матрикс код, который содержит информацию о производителе, дате и месте изготовления. Эти данные предприятия обязаны отправлять в национальную систему цифровой маркировки "Честный знак". Дальнейшая информация о приемке товара дистрибьютором или розничным магазином поступает туда же. В свою очередь, покупатели через приложение "Честного знака" могут отсканировать камерой смартфона код интересующего продукта и узнать всю информацию о товаре.
Для некоторых категорий продукции также вводится разрешительный режим в магазинах. Его смысл в том, что касса не может пробить товар с истекшим сроком годности. Нововведение пока коснулось только разливного пива, бутилированной воды, табачной и молочной продукции.
Разработчики уверяют, что подделать маркировку невозможно. Код состоит из двух частей - одна в виде уникального двумерного матричного штрихкода нанесена на упаковку, а вторая хранится в информационной системе, к которой ни у кого нет доступа. Конечно, технически можно скопировать маркировку и поставить ее на другую упаковку, но есть нюанс. В момент реализации подлинного товара код автоматически выводится из оборота. Это значит, что товар с точно таким же дата матрикс кодом продать будет невозможно. А если система обнаружит такую ситуацию, она выдаст предупреждение и передаст информацию в контрольный надзорный орган, который проверит всю цепочку перемещения данного товара.
Вроде все продумано до мелочей, и сами потребители хвалят систему. Однако цену защищенности покупателей пока платят представители малого и среднего бизнеса. Затруднения все еще есть у производителей продукции товарных групп, для которых обязательная маркировка введена давно.
- Мы выбрали типографский способ нанесения маркировки. При этом срок годности кода составляет 365 дней, а упаковки - два года. И наше небольшое предприятие не успевает вырабатывать упаковку за срок жизни кода. В итоге мы имеем огромное количество списания действительной упаковки из-за окончания срока годности дата матрикс кода, - делится представитель компании "Молочная культура" Юлия Филонская.
Такая проблема оказалась актуальной и для крупных производителей.
- Мы делаем заказы на 1000 этикеток, но в действительности нам печатают их 1050. В ассортименте предприятия есть около двухсот номенклатур. Со временем "хвостов" упаковки накапливается много, и нужно решать, что делать, чтобы они не успели превратиться в "ничто", - говорит представитель молочного завода "Лактис". - Мы писали в Центр развития перспективных технологий с просьбой разрешить продлить срок годности маркировки (ее продлевают на 180 суток), и несколько раз у нас получилось этого добиться.
Некоторую тревогу испытывают и производители товарных групп, которые сейчас находятся на стадии эксперимента.
- Предприниматель должен потратить два-четыре часа в день на обеспечение информационного ресурса вместо обучения для дальнейшего расширения производства. Микрокомпании не могут позволить себе нанять лишнего человека, и особенно - ИТ-специалиста в штат. Малый бизнес пытается сократить любые издержки, - отмечает продавец импортной косметики Виктория Арсеньева.
Участники рынка обращают внимание, что в косметике самый большой процент контрафакта. Однако разработчики системы пока не могут ответить, какой экономический эффект даст их проект. И неготовность объяснить, насколько и за счет чего уменьшится количество нелегальной продукции на рынке, еще больше настораживает производителей.
Соблюдение требований к маркировке контролирует Роспотребнадзор. Проверки проходят только у розничных магазинов, подчеркивает начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ленобласти Анна Нефедова. Если в результате контрольно-надзорного мероприятия выявляются нарушения правил маркировки, производителю или продавцу грозит штраф. Для должностных лиц - в размере от пяти тысяч до 10 тысяч рублей, а для организаций - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.