А согласно исследованию, проведенному Открытым университетом Великобритании, внедрение ИИ в образовательный процесс приведет к появлению персонального наставника, который сможет в режиме реального времени давать обратную связь по выполненным заданиям, объяснять необходимое. Также, такой помощник научит, как правильно выполнить большой объем работ или большой проект. Кроме того, исследователи прогнозируют появление виртуального "приятеля по учебе". Он сможет кратко пересказать материал, выделит моменты, на которые стоит обратить особое внимание.
Однако несмотря на то, что использование ИИ в образовании - вопрос решенный, его внедрение вряд ли окажется быстрым. Для этого необходимо пересмотреть не только подходы в обучении, но и сам изучаемый материал. Кроме того, предстоит установить правила использования ИИ таким образом, чтобы он не заменял работу студента.
Кстати, пока многие все еще ставят знак равенства между цифровизацией образования и онлайн-обучением. Однако это не верно. Цифровизация гораздо шире и включает использование различных программ и сервисов как для удаленного обучения, так и для очного. Электронные дневники и учебники, доступ к различным цифровым ресурсам, включая электронные библиотеки, возможность коммуникаций между студентами и преподавателями онлайн - это тоже цифровизация. В вузах внедрены электронные доски, журналы успеваемости, онлайн-лекции, вебинары. Студенты активно используют электронные платформы для обучения. Также подспорьем для преподавателей и студентов стали электронные библиотеки и учебники. Кроме того, технологии дополненной реальности все чаще используются в системе образования.
"Достаточно просто навести камеру смартфона на иллюстрацию, чтобы увидеть вместо двухмерных картинок объемные модели, например стереометрических фигур", - обращает внимание в разговоре с "РГ" доцент кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев.
Цифровизация образования повлияла и на развитие онлайн-обучения. Отправной точкой, повлекшей за собой его бурное развитие, стала пандемия. Однако вопреки мнению фаталистов, которые пророчили, что очное образование доживает свой век, практика показала, что онлайн-среда является лишь дополнением к традиционному образовательному процессу.
"Дистанционная форма обучения дает возможность не пропускать занятия тем студентам, которые по каким-то причинам не могут присутствовать на лекции здесь и сейчас, - поясняет начальник департамента права Института экономики управления и права ГАОУ ВО МГПУ Екатерина Рязанцева. - Однако вряд ли в ближайшее время мы увидим полную замену очного обучения на онлайн. Наиболее вероятно сохранение баланса между двумя подходами, так как человек существо социальное, а живое общение является незаменимым условием передачи всей гаммы чувств и эмоций. К сожалению, видеоформат не позволяет реализовать это в полной мере".
По мнению экспертов, экзамены и аттестации также будут по-прежнему проходить очно. Именно такой формат позволяет более объективно оценить уровень знаний и сделать выводы о компетентности студента.
"В подавляющем большинстве случаев проведение экзаменов и зачетов снова вернулось к общепринятому формату "вживую", - отмечает Екатерина Рязанцева. - Это позволяет обеспечить непосредственный контакт всех участников данного процесса, его объективность и независимость от технических возможностей всех участников. Конечно, в будущем необходимо вводить возможность оценки знаний с применением новых технологий. Однако итоговая аттестация, которая подводит черту всего процесса обучения, должна быть, безапелляционно, только в классическом формате".
Технологии, основанные на искусственном интеллекте, также, по словам экспертов, постепенно будут внедряться в систему высшего образования. По подсчетам аналитиков Goldman Sachs, в будущем ИИ может заменить около 300 миллионов рабочих мест во всем мире или целых 20 процентов. Причем в первую очередь ИИ сможет занять места сотрудников с высшим образованием. Речь идет в том числе о специалистах интеллектуальной сферы труда, работников сферы культуры, искусства и образования.