22.05.2024 09:09
Общество

Как обучают специалистов, способных быть одновременно медиками и спасателями

Текст:  Светлана Добрынина (Свердловская область)
Российская газета - Неделя - Урал: №110 (9352)
Слово "уникальность" сейчас самое популярное среди студентов и преподавателей Свердловского областного медицинского колледжа. Иначе, кажется, и быть не может. Это не только самое крупное в стране учреждение среднего профессионального образования, где обучается почти 14 тысяч человек, но и экспериментальная площадка для подготовки кадров, способных работать на стыке здравоохранения и спасательной службы. Сейчас в колледже обучают 12 востребованным специальностям в сфере медицины, фармации и спасательного дела.
Колледж обучает студентов по 12 востребованным специальностям. / Татьяна Андреева/РГ
Читать на сайте RG.RU

- Средний медперсонал - база, каркас системы здравоохранения любого региона, наиболее близкие к людям специалисты, поэтому и предназначение у них особое, - уверена директор колледжа заслуженный учитель РФ, отличник здравоохранения Ирина Левина.

На деловом завтраке в "Российской газете" Ирина Анатольевна рассказала об особенностях подготовки медиков, готовых прийти на помощь в любых обстоятельствах, а также объяснила, почему ребята становятся волонтерами.

Ваш колледж единственный в стране, выпускающий и медиков, и спасателей. Как зародилась эта идея?

Ирина Левина: Медики и спасатели - специальности родственные, действуют в экстремальных ситуациях, когда каждая секунда на счету, когда от правильных, четких решений зависит жизнь человека. Совместно с Центром медицины катастроф мы почти 20 лет обучали специалистов службы экстренной медпомощи по программе дополнительной подготовки. Направление эффектно называлось "фельдшер-асс". Расшифровывается прозаично: фельдшер-ассистент спасательных служб. Но суть, заложенная в слове "ас", все та же: виртуоз своего дела, специалист высшего пилотажа.

Ирина Левина: Медицинскую помощь не следует уподоблять услуге, как стрижку или маникюр, это служение. / Елена Елисеева

Несколько лет назад в колледже появился ресурсный центр поддержки добровольчества в сфере культуры безопасности и ликвидации последствий стихийных бедствий. Окончив специальные курсы, наши студенты стали выезжать в районы, где бушевали пожары или наводнения. Кстати, в зоне ЧС ребята проявили себя как настоящие герои: показывали физическую выносливость, умение обращаться со спецоборудованием. Мы приняли решение ввести новые специальности спасательного профиля: "пожарная безопасность" и "защита при чрезвычайных ситуациях".

Первые дипломы выпускникам вручили в прошлом году. Ребята успели поработать не только в зонах ЧС, но и на новых российских территориях. Перед всем выпуском отличившихся наградили медалью "За участие в гуманитарной миссии". Как сейчас вижу: на церемонии вручения дипломов они стоят в форме Всероссийского студенческого корпуса спасателей и улыбаются. Для радости была веская причина: на медали выгравировано изображение трех наших ребят, работавших в Донецке. Недавно и я получила эту медаль, из всех наград она самая дорогая.

На Урале 82-летней женщине удалили опухоль с 12 литрами жидкости

Сколько студентов объединило добровольческое движение и почему вы так цените волонтерские инициативы?

Ирина Левина: Как минимум две трети студентов - около10 тысяч человек - участвует в различных добровольческих программах и инициативах. Волонтерство никто не навязывает, ребята сами выбирают направление по душе, иногда приходят целыми группами. И это важно. Без желания помочь человеку, проявить сострадание в нашей профессии делать нечего. Получается, помимо профильной подготовки мы учим ребят эмпатии, учим не быть равнодушными к чужой беде. Добровольческие проекты - исключительный воспитательный ресурс, позволяющий проявить лидерские качества. На базе Дома добровольцев работает 37 общественных, волонтерских организаций и объединений.

Вы организуете увлекательные молодежные состязания по оказанию первой помощи…

Ирина Левина: Да. Регулярно проводим региональные чемпионаты, в которых участвуют и команды школьников, и студенты. Состязания эмоциональные - пробуждают желание влиять на чужие судьбы. К тому же это некий профотбор для стремящихся связать свою жизнь с медициной или тех, кого убеждают родители. Участники демонстрируют психологические качества, которые важно учитывать при поступлении в медицинский колледж. На уроках химии или анатомии естественное чувство брезгливости или страх никогда не заявят о себе, хотя именно они способны помешать будущему медику стать профессионалом.

Все знают про врачебную клятву Гиппократа. Ваши выпускники принимают присягу?

Ирина Левина: Обязательно. Текст нашей клятвы основан на Женевской декларации. Она короткая и мудрая: о служении человечеству, уважении к пациенту, оказании помощи с полной самоотдачей и достоинством. Я долго не понимала тезис про достоинство, но время все расставило по местам: медпомощь не следует уподоблять услуге, как стрижку или маникюр, это служение. Я зачитываю клятву, ребята после каждого тезиса повторяют "клянусь".

Как в Черноземье решают проблему с дефицитом медиков

Участие сотрудников и преподавателей колледжа в проекте "Добро в село" тоже служение? В программу обучения не входит выезд в глубинку для медобслуживания жителей…

Ирина Левина: Акция федеральная, инициирована российским минздравом. Мы сразу поняли - наша - и включились. Отправили в отдаленные территории два выполненных по нашему заказу уникальных мобильных медицинских модуля. Таких в стране больше нет. Оба на базе высокопроходимого КамАЗа. Но суть в комплектации: один оборудован под офтальмологический кабинет, другой - модульный фельдшерско-акушерский пункт.

Для студентов работа засчитывается как практика, но есть и воспитательный эффект - испытание глубинкой. Они видят, насколько востребованы на селе и как ценят их профессионализм. Знаете, как встречали в прошлом году мобильный офтальмологический комплекс в пострадавшей от пожара Сосьве и Таежном! Во время разгула стихии из домов очки, естественно, никто не выносил, а когда пришла пора оформлять документы, жители оказались без них как без рук. Тут-то наши преподаватели и студенты пришли на помощь: провели оптометрическое обследование, изготовили новые очки и подарили погорельцам.

У вас есть целевой набор студентов, приехавших из той самой глубинки…

Ирина Левина: Целевое обучение мы начали в 2022 году, когда вышло соответствующее постановление областного правительства. Проект сразу оказался востребованным. В первый же год приняли 280 целевиков, в 2023-м их количество выросло до 357. В нынешнем финальная цифра целевого набора - 400 мест. Это, безусловно, очень эффективная практика, ведь мы понимаем, для кого готовим специалистов, а целевики знают больницу, куда вернутся.

Осознанный выбор

При приеме абитуриентов учитывается не только средний балл в аттестате?

Ирина Левина: У нас большой конкурс - до пяти человек на место. И, казалось бы, отличникам дорога открыта. Высокие баллы, конечно, хорошо, но знания ничто без заложенных в абитуриенте необходимых медику или спасателю качеств. Чтобы молодой человек не ошибся, при поступлении на клинические специальности (лечебное, акушерское и сестринское дело) обязательно проводится психологическое тестирование. Дополнительное испытание на физическую выносливость проходят и те, кто хочет получить профессию спасателя. А будущим студентам направления ортопедической стоматологии предстоит продемонстрировать мануальные навыки. Зубной техник должен обладать художественными и творческими способностями, развитой мелкой моторикой рук, высокой концентрацией внимания.

Педагоги и студенты медвуза разрабатывает инновации для больниц и предприятий

Дополнительный отбор важен. В этом году в приемную комиссию планирую поставить полностью укомплектованный набор фельдшера для скорой помощи, а также портативный кардиограф, чтобы ребята смогли оценить, по силам ли им ежедневно с этим грузом подниматься к больному по вызову, если, например, лифт не работает. Нам важно, чтобы абитуриенты делали осознанный выбор в пользу будущей профессии.

Тем временем

Сотни школьников и их родителей пришли в колледж на день открытых дверей. На мастер-классах будущие абитуриенты пробовали изготовить слепок зуба, делали инъекции манекену и накладывали повязки, изучали способы пеленания новорожденных и даже выполняли сердечно-легочную реанимацию.

Свердловская область Здоровье Образование