23.05.2024 23:01
Экономика

Кабмин обсуждает корректировку правил выплат нефтяникам из бюджета

Текст:  Сергей Тихонов
Российская газета - Столичный выпуск: №112 (9354)
В правительстве обсуждается возможность временной (до сентября) отмены обнуления выплат компенсаций (по демпферу) нефтяникам из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок по сниженным ценам.
Читать на сайте RG.RU

Последняя попытка скорректировать демпферный механизм на топливном рынке была предпринята в сентябре 2023 года и привела к росту цен в рознице. Но разница в том, что тогда инициатором изменений был минфин, по предложению которого выплаты нефтяникам были сокращены вдвое (в октябре их пришлось вернуть на прежний уровень), а сейчас инициатива исходит от самих нефтяников.

Но для начала немного о самом демпферном механизме. Его ввели с 2019 года как инструмент, сглаживающий резкие колебания цен на внутреннем топливном рынке и позволяющий их удерживать ниже уровня Европы - нашего на то время основного экспортного рынка. Демпфер компенсирует часть разницы между установленной государством индикативной ценой для внутреннего оптового рынка и ценой экспортных поставок. Если экспортная цена выше индикативной, то выплаты идут из бюджета в пользу нефтяных компаний, чтобы нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) могли поставлять топливо на внутренний рынок по прежним ценам и при этом сохраняли комфортный уровень маржинальности. Если экспортная цена ниже индикативной, то нефтяники платят в бюджет. Так, например, было в 2020 году в начале пандемии COVID-19, в период максимального обвала цен на нефть. Отдельно нужно подчеркнуть, что под обеспечение выплат по демпферу из бюджета нефтяным компаниям в 2019 году дополнительно подняли налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Демпфер позволяет удерживать цены на бензин и дизель в России ниже экспортных

По существующему сейчас правилу демпферные выплаты обнуляются при отклонении среднемесячной оптовой цены бензина от индикативной цены бензина на внутреннем рынке на 10% (64 515 руб. за тонну) и дизельного топлива на 20% (66 000 руб. за тонну). Именно эти ограничения предлагается отменить. В минфине предложение не поддержали, допустив не применять обнуление при превышении только одного показателя (бензин или ДТ), но окончательное решение остается за всем правительством.

Как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, отказ от предельных цен для выплат по демпферу позволит нефтяникам получать компенсацию даже при большем отклонении биржевых котировок от индикативных цен. А это, в теории, позволит сдерживать внутренние цены от роста на еще большем расстоянии от индикативных.

Не только нефть: что сближает Россию и исламский мир

Но это в идеале. В рознице, как известно, рост цен на бензин и ДТ ограничен уровнем инфляции, но покупают АЗС топливо для продажи на бирже и нефтебазах, то есть по оптовым ценам. Если они будут неконтролируемо расти, то АЗС придется работать в минус или закрываться.

Кроме того, экспорт ДТ в этом году не ограничивали, а запрет на экспорт бензина сняли. Если существует возможность поставлять топливо на экспорт по более дорогой цене, то компаниям это делать выгодней, а биржевые цены на внутреннем рынке будут стремиться за экспортными. Сейчас они высокие, поскольку нефтяные котировки остаются выше 80 долл. за баррель.

Бенефициарами приостановки обнуления выплат по демпферу станут вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), контролирующие всю цепочку производства от добычи нефти и ее переработки до продажи топлива в рознице на АЗС, считает Чернов. В минусе окажутся независимые АЗС (их в России более половины от общего объема, причем больше всего независимых в Сибири и на Дальнем Востоке), бизнес которых сильно зависит от оптовых цен на бирже, поэтому в случае принятия такого решения их конкурентоспособность с ВИНК на внутреннем оптовом рынке заметно упадет из-за снижения маржинальности, поясняет эксперт.

С другой стороны, вечно держать закрытым экспорт нельзя. Не случайно вице-премьер Александр Новак, объясняя причины снятия запрета на экспорт бензина, говорил о затоваривании рынка. Мы пока ориентированы на котировки внешних рынков (причем в большей степени Европы, куда нефть уже не поставляем), и, пока не отвяжемся от этих ценовых индикаторов, они будут влиять на стоимость товара внутри нашей страны. В результате, если экспорт разрешен, а мировые цены на нефть и нефтепродукты идут вверх, в случае обнуления демпфера в первую очередь пострадают крупнейшие поставщики топлива на российский рынок, а выиграют экспортеры.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, снятие запрета на экспорт и обсуждение параметров демпфера - связанные вещи. Пока производство бензина в России падает, но после снятия запрета должно начать расти. Рынок должен сбалансироваться, хотя риски, конечно, есть. Цена вопроса отмены предельных значений для выплат по демпферу очень высока - 200-300 млрд рублей в месяц. И понятно, что крупнейшие поставщики топлива на внутренний рынок сейчас сильно опасаются попасть под обнуление выплат по демпферу, в то время как крупнейшие экспортеры будут снимать сливки с отгрузок за границу.

Независимых АЗС особенно много в Сибири и на Дальнем Востоке

Рост оптовых цен в случае отмены ограничений для выплат по демпферу возможен, но с учетом того, что розничный и оптовый рынок у нас в стране связаны весьма мало, опасаться этого людям не стоит, считает эксперт. Риски есть для независимых АЗС, но их маржинальность всегда рассматривалась в долгую. Когда она была высокой, они цены не снижали, копили "жирок".

Схожая точка зрения у заместителя председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрия Гусева. Он отмечает, что демпфер выступает инструментом не только сдерживания оптовых цен на топливо в России, но и стимулирования нефтепереработки. Все налоги собираются у нас на уровне добычи нефти, а налоговый маневр (обнуление экспортных пошлин и рост НДПИ) сделал наиболее выгодным экспорт сырой нефти. Демпфер исправляет ситуацию, позволяя компаниям не терять деньги, углубляя нефтепереработку и поставляя топливо на внутренний рынок.

Нефть и газ Госуправление