Несмотря на отправку из метрополии дополнительных подразделений жандармов и привлечение воинских частей, там расквартированных, восстание не утихает. Разгромлены сотни магазинов, школ, автозаправок, сожжены еще 300 автомобилей в салоне концерна Renault. Помимо шести погибших (местных и силовиков) накануне тяжелые ранения в перестрелке с бунтующими получили еще трое полицейских. До сих пор баррикадами блокирована дорога из аэропорта в Нумеа - столицу Новой Каледонии.
Беспорядки в Новой КаледонииПоэтому Эмманюэлю Макрону и сопровождавшим его министрам - внутренних дел и обороны - пришлось воспользоваться вертолетом, чтобы добраться до базы французских ВМС, размещенной на архипелаге. В первой половине дня хозяин Елисейского дворца провел ряд встреч, в том числе с "лоялистами", как там называют противников независимости этой территории, и с теми, кто выступает за ее суверенитет, в том числе с руководством Канакского социалистического фронта национального освобождения FLNKS.
Надо сказать, что первоначально высокопоставленный визитер из Парижа был настроен не так чтобы конструктивно. По прибытии он заявил о том, что "умиротворение" не будет достигаться "через отступление от трех референдумов о независимости", проведенных в 2018, 2020 и в 2021 годах. Собственно, решив, что дело в шляпе, и основываясь на итогах последнего референдума, французское правительство и разработало закон, который в нарушение ранее достигнутых договоренностей позволяет участвовать в местных выборах лицам, а это в основном французы, что проживают на острове более 10 лет. До сих пор таким правом обладали лишь старожилы, и в первую очередь канаки. Таким образом, закон, по их убеждению, "размывает" их представительство в органах местного самоуправления.
Но дело-то в том, что они бойкотировали последний референдум из-за ковидной эпидемии, а поэтому для них его как бы и не было. Как не было, считают лидеры канаков, и предварительного обсуждения ситуации с заинтересованными сторонами.
Каким будет исход марш-броска Макрона за тридевять земель, пока трудно сказать. Однако он уже предупредил, что силы безопасности "останутся там столько, сколько потребуется", дабы восстановить "республиканский порядок". Как известно, закон, спровоцировавший беспорядки на архипелаге, уже одобрен парламентом и должен быть утвержден до 1 июля на совместном заседании обеих его палат в Версале, что предусматривает конституция Франции. Но вот в чем загвоздка. На фоне заокеанского мятежа, того и гляди готового перерасти в полномасштабную гражданскую войну, многие политики в метрополии начинают требовать кто отмены закона, а кто переноса его рассмотрения в Версале на более позднюю дату. Причем среди них не только вся левая парламентская оппозиция и правое Национальное объединение Марин Ле Пен, но и такая влиятельная фигура, как председатель Сената Жерар Ларше. В таком же духе, к всеобщему удивлению, высказалась его коллега в Национальном собрании Яэль Браун-Пиве, состоящая в правительственной партии "Возрождение". Ее примеру последовали и другие депутаты из лагеря Макрона.
Как пишет столичная газета Le Figaro в такой ситуации закон может не получить в Версале поддержку трех пятых парламентариев, что, несомненно, нанесет удар по престижу Елисейского дворца. Как здесь полагают, этот фактор, скорее всего, скажется на позиции нынешнего президента.