23.05.2024 10:30
Власть

В Новосибирске частично возобновили финансирование строительства четвертого моста

Текст:  Нина Рузанова (Новосибирск)
Российская газета - Экономика Сибири: №111 (9353)
Крупные концессионные объекты, строительство которых затормозилось в Новосибирске, - одна из самых обсуждаемых тем. На прошлой неделе события вокруг скандальных концессий, в которые вложены десятки миллиардов бюджетных рублей, развивались в разных направлениях.
Читать на сайте RG.RU

Во-первых, одна из неудачных концессий перешла в уголовно-правовую плоскость. Сразу после совещания в областной прокуратуре, на выходе из здания, силовики задержали руководителя компании-концессионера, которая пытается построить в Новосибирске шесть школ почти на шесть тысяч мест.

Сдачи школ ожидали в декабре 2022-го, однако ясно,что объекты не будут готовы и в этом году. Две школы из шести в данный момент не строятся, еще на четырех работы отстают от графика, а готовность, по оценкам правоохранительных органов, - от 13 до 22 процентов. При этом три с лишним миллиарда государственных рублей частный партнер освоил.

Выступив (очевидно, без особого успеха) на совещании с участием региональных министров образования и строительства, глава организации-концессионера Отто Сопроненко оказался в СИЗО - как минимум до середины июля. Ему предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере. Есть информация, что фирма не считала рамки ГЧП жесткими и не отказывала себе в свободе маневра. Например, самостоятельно изменила проект. В результате уже возведенные фундаменты трех школ в ноябре прошлого года пришлось демонтировать, так как они были сделаны с нарушениями.

А во-вторых, неожиданно появилась обнадеживающая информация о строительстве четвертого моста через Обь. Далекая от уголовных дел (хотя многие новосибирцы, устав от гигантской стройки, мешающей движению, возможно, предпочли бы жесткий сценарий).

РЭО заключит 31 концессию для создания инфраструктуры по обращению с ТКО

Так, 13 мая стало известно, что сроки сдачи моста стоимостью 44 миллиарда рублей вновь перенесены - с конца 2024-го на конец 2025 года. Но уже через неделю, 20 мая, компания-концессионер сообщила о расширении фронта работ, так как концедент - область - разблокировал часть финансовых средств, выделенных федеральным правительством.

Как сообщили в компании, в рамках допсоглашения будет разблокировано 460 миллионов рублей из трех бюджетных миллиардов, которыми государство компенсировало концессионеру удорожание объекта. Эта сумма пойдет на оплату уже сделанного, но при таких обстоятельствах концессионер готов расширять фронт работ, чтобы не потерять драгоценное летнее время. А именно: обещает в летний сезон завершить все работы на правобережной транспортной развязке, положить "дорожную одежду" и смонтировать освещение в тоннеле под Транссибом, докрасить 114-метровый пилон моста и так далее.

Как утверждают в компании, очередной перенос сроков сдачи моста связан с переносом части капитального гранта на 2025 год. При этом концессионер считает, что мостовой переход готов более чем на девяносто процентов, а дорожная инфраструктура - на 85 процентов.

С одной стороны, возобновление работ лучше, чем их заморозка, как это случилось с мостом в конце 2023 года. С другой - слишком много претензий накопилось к новосибирским концессиям, которые, как правило, приводят к затяжным судебным спорам. Как заявила председатель региональной КСП Елена Гончарова, на федеральном уровне тема ГЧП стоит так же остро. По ее словам, Госдума поручила Счетной палате РФ совместно с региональными органами проанализировать реализацию концессионных соглашений в коммунальной сфере.

Регионы Новосибирская область