По итогам первого квартала 2024 года люди провели через СБП 2,5 млрд операций на сумму 10,5 трлн рублей. Это вдвое больше, чем годом ранее, следует из статистики ЦБ. Переводами пользуется уже каждый второй россиянин, оплатой - каждый третий. Средняя сумма перевода составила 5,1 тыс. рублей. А объемы покупок выросли сразу втрое, средний чек составил чуть менее 2 тыс. рублей.
Статистика год к году столь высока и по той причине, что с прошлого года активно продвигается оплата через QR-коды, рассказала "РГ" Мери Валишвили, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова. По ее словам, большая часть торговых организаций, относящихся к малому и среднему бизнесу, широко использует выгоды от оплаты через СБП. Число торговых точек, подключающих оплату через СБП, стабильно растет. Оно приближается уже к 2 млн. "При этом количество малых и средних компаний, подключивших этот сервис, уже превышает пятую часть от всех зарегистрированных в стране", - поясняют в ЦБ.
Как отмечает Валишвили, многие покупатели поначалу также с интересом отнеслись к новой технологии и предпочитали расплачиваться при помощи QR-кодов. "Однако некоторые уже поняли, что могут потерять на этом бонусы и кешбэк от банков, и стали вновь возвращаться к оплате банковскими картами", - рассказала эксперт. Ранее в ЦБ говорили о том, что будут развивать программу лояльности. В перспективе и расширение сценариев C2B- и B2B-платежей, сетей их приема, говорится в стратегии развития национальной системы платежных карт.
Растет число переводов со стороны юрлиц гражданам. Речь, например, о страховых выплатах, поступлениях от брокеров. Они выросли за год на 14%. Как отмечают в НСПК, СБП способствует повышению эффективности процессов взаимодействия банков, торгово-сервисных предприятий и их клиентов.
По мнению Валишвили, темпы роста числа операций через СБП могут замедлиться. "Если говорить о возможных перспективах развития, многое будет зависеть от перенастройки программ лояльности банков и дополнительных привилегий от продавцов для своих клиентов", - полагает эксперт.