Холодильник сушится, гарнитур киснет
С председателем СНТ "Черемушки" в микрорайоне Осиновка Сергеем Кривощековым удалось пообщаться по телефону буквально за несколько часов до его отъезда в зону СВО. Накануне в "Российскую газету" обратились садоводы из "Черемушек". Люди в отчаянии: с начала паводка прошло больше месяца, а вода не уходит. Приезжают из МЧС, откачивают потихоньку, но этого недостаточно. Садоводы понимают: заявок много, а машин мало, поэтому тоже не сидят сложа руки - прокопали вдоль улицы канаву, чтобы пропустить воду в старицу, подключили свои насосы, но дело все равно движется медленно. Говорят, нужна мощная техника, иначе последние уцелевшие дома рухнут. Сергей признался: пока был в отпуске, постоянно звонил, обивал пороги различных контор и штабов, выпрашивая технику для откачки воды. Как участнику СВО ему шли навстречу. Членам правления теперь придется сложнее.
Сергей живет в "Черемушках", но уже полтора года находится за ленточкой. Домой отпустили на десять суток, чтобы спасти свое имущество. Не успел: вода поднялась практически до окон, затопила весь первый этаж. Диваны пришлось выбросить, кухонный гарнитур киснет, холодильник сушится. Паводок повредил систему отопления и водоснабжения, подмыл фундамент. Правда, доказать ущерб наш защитник не смог, хотя комиссия, по его словам, приезжала, все зафиксировала. В итоге Сергей получил лишь 10 тысяч рублей. Его соседу и того не полагается.
- Ну ладно, я молодой и здоровый, дай Бог, вернусь, все восстановлю, а как быть пенсионерам, которые, может, всю жизнь копили на эту дачу, а теперь остались ни с чем и помочь некому, - жалеет боец стариков. - Даже не представляю, как мой сосед будет перестилать пол на свою пенсию. Стройматериалы очень дорогие.
Дело в справедливости
Для пострадавших от половодья предусмотрено несколько мер господдержки. Например, 50 или 100 тысяч рублей за частично или полностью утраченное имущество первой необходимости. Если дом унесло или жить в нем невозможно, выделят деньги на строительство либо покупку нового по цене, утвержденной Минстроем РФ (71 321 рубль за квадратный метр). На капремонт такой расчет - 7 тысяч рублей за квадрат. Но все это касается жилья, а не дач, и садоводы про подобную компенсацию даже не заикаются. А вот почему их лишили 10 тысяч, не знают. Сравнивают: в 2023 году после масштабных пожаров в Кургане единовременную выплату за ущерб в условиях ЧС получили все собственники участков СНТ, включая заброшенные, а в 2024-м почему-то выдают исключительно владельцам жилых домов с пропиской на территории СНТ. Хотя, если подумать, не такие уж большие деньги, чтобы из-за них биться и гробить здоровье.
- Как ты не понимаешь? Дело не в деньгах, а в явном нарушении социальной справедливости, - не соглашается председатель Совета Курганской областной общественной организации садоводов Надежда Верхошапова. - Власти дают понять: мы им неинтересны, дачи - личное дело каждого, поэтому выплывайте сами. Извините. Садовые товарищества имеют особую социальную значимость и в экономике города и региона играют не последнюю роль. Все они действуют по федеральному закону № 217 "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" от 29 июля 2017 года.
Надежда - дачница почти с 40-летним стажем. С 1994 года пережила все наводнения. По истории садоводства у нее собран большой материал. Первые объединения в пойме Тобола появились в 1950-х годах по решению городских и областных властей. Участки выделяли заводы и организации. Не случайно многие СНТ до сих пор носят названия предприятий, хотя некоторых давно уже нет. Вообще садоводческие объединения, наверное, последнее, что осталось от советского прошлого. Колхозы развалились, совхозы уничтожили, сельсоветы ликвидировали, а СНТ выжили.
- Никогда раньше никаких денег садоводы не видели, - подчеркивает Надежда. - В нынешнем году получили впервые за 70 лет. Но только те, у кого в СНТ жилые дома и есть регистрация. Таких в Кургане не более 10 процентов. Вольно или нет, садоводов разделили, по сути столкнули лбами.
Зачем брали землю
Теперь людям говорят: вы же понимали, что территория затопляемая, зачем брали землю? Так ведь и городские власти имели об этом представление, парируют дачники. По закону № 217, а он прямого действия, земли предоставляются для садоводства, а не для индивидуального жилищного строительства. Никто назначения этих земель не менял, но в пойме разрешают строить, прописываться, покупать дома на маткапитал. С другой стороны, если так рассуждать, то Курган весь расположен в затопляемой зоне. Если бы дамбу после наводнения 1994 года не возвели, нынче затопило бы весь центр. Для садоводов защитных сооружений не придумали.
- Почему нарезали участки за Тоболом? - переспрашивает председатель СНТ "Зауральский садовод" Иван Зотов. - Во-первых, близко к городу, к нам можно даже пешком дойти. Во-вторых, земля дешевле. Пенсионеры - люди небогатые. Не могут позволить себе особняки где-нибудь на возвышенности или в сосновом бору подальше от города. А без дачи трудно. Она необходима не только ради помидоров без химии, но и чтобы побыть на природе, свежем воздухе. Кому-то это продлевает жизнь.
"Зауральский садовод" - одно из самых крупных объединений. В нем 600 участков. В прошлом году, когда вокруг полыхало, садоводы сумели себя защитить, а сейчас их затопило: все ушло под воду. Вода стояла под самые козырьки домов. Конечно, 10 тысяч им бы не помешали.
Без закона
Общественники отмечают: Курганская область едва ли не единственный субъект России, где нет своего регионального закона и муниципальной нормативно-правовой базы по развитию и поддержке садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Местные бюджеты не закладывают в свои расходы финансовую помощь СНТ, в отличие от других регионов, где ежегодно садоводам направляют субсидии на развитие инфраструктуры. Были, правда, попытки в 2014 году принять закон. На сайтах областной Думы и правительства региона даже проект разместили. Назывался так: "Об отдельных формах поддержки садоводов, огородников, дачников, садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан на территории Курганской области".
Паводки в Курганской областиДело заволокитили, документ не приняли. Федеральный закон (№ 217), как утверждают садоводы, в Зауралье не работает. Когда заходит речь о главе, где говорится о поддержке садоводства и огородничества органами госвласти и местного самоуправления, чиновники разводят руками: денег нет, решайте проблемы сами за счет взносов. Так и варятся СНТ в собственном соку.
По данным регионального отделения "Союз садоводов России", в Зауралье около тысячи некоммерческих садовых товариществ. Практически каждый второй житель возделывает землю на личных участках, более 70 процентов овощей и плодово-ягодной продукции приходится на садоводческие объединения и приусадебные хозяйства. Причем садоводы одни из самых организованных коллективных сообществ. Только в Кургане членами общественных организаций являются 125 СНТ, которые объединяют более 45 тысяч собственников.
"РГ" пыталась выяснить, как помог Курган садоводам после паводка и есть ли поддержка СНТ на муниципальном уровне, но недавно назначенный временно исполняющий полномочия главы Антон Науменко на запрос не ответил.
Кстати, в Зауралье за 4 месяца 2024 года введено 130,5 тысячи квадратных метров жилых домов, из них 15,5 тысячи - на участках, предназначенных для ведения садоводства.
По информации Надежды Верхошаповой, 22 мая председатели СНТ побывали на личном приеме у заместителя губернатора Станислава Носкова. Главный вопрос: почему людям, которые владеют обрабатываемыми участками с дачными домами, включенными в ЕГРН Росреестра, добросовестно платят налоги на землю и имущество, но не имеют регистрации на территории СНТ, отказывают в единовременной выплате?
Итог встречи: замгубернатора обещал обсудить этот вопрос в правительстве Курганской области и принять конструктивное решение. Похоже, власти садоводов услышали.
ЦИФРА: 163 СНТ в Курганской области пострадало от паводка. По данным МЧС на 28 мая, остаются подтопленными 746 дачных домов.