28.05.2024 21:29
Общество

Корреспондент "РГ" побывал в экспедиции на месте гибели двух субмарин

Корреспондент "РГ" побывал в экспедиции на месте гибели двух субмарин
Текст:  Игорь Елков
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №116 (9358)
23 августа 1945 года в 15.22 командир подводной лодки Л-19 Тихоокеанского флота капитан 3-го ранга Анатолий Кононенко передал в штаб радиодонесение: атакован подлодкой противника, уклонился, через 3,5 часа начнет форсирование пролива Лаперуза. Но на связь он больше не вышел. Л-19 стала последней советской субмариной, потерянной во Вторую мировую войну. Что с ней случилось - тайна.
Пролив Лаперуза. Спуск под воду 8-тонного телеуправляемого необитаемого подводного аппарата "Тритон" с борта судна "Ламантин". / Предоставлено фондом "Люди моря"
Читать на сайте RG.RU

Последняя жертва войны

Л-19 - подводный минный заградитель, тип "Л" 13-й серии. "Л" - значит "Ленинец", так назвали головную подлодку. Остальные получали имена в честь разных личностей - "Сталинец", "Гарибальдиец", "Дзержинец" и т. д. Л-19 осталась без имени. Хотели назвать в честь Максима Горького, но почему-то не получилось.

В ее истории немало загадок и необычных фактов. Субмарину заложили в 1935 году в Ленинграде, а спустили на воду в 1938-м во Владивостоке, и так бывает. Что за подлодка атаковала ее 23 августа, непонятно. По логике - японская, но в японских архивах об этой атаке нет сведений.

Основных версий гибели три: подрыв на морской мине, атака с воздуха, столкновение. Все станет понятно, когда лодку найдут и обследуют.

Ее ищут не одно десятилетие. Не раз информационные ленты взрывались сенсациями: "Нашли!" Но каждый раз - не она.

Предположительные координаты места гибели известны. И там действительно нашли погибшую субмарину. Но опять не она. А американская Wahoo SS-238.

На дне пролива Лаперуза

"Найти Л-19 вполне реально, это вопрос времени, - считает руководитель гидрографической группы компании "Фертоинг" Павел Ковров. - И для этого у нас есть все технические средства".

Упомянутые средства производят сильное впечатление. Мы в море, на борту судна "Ламантин". Стоим у робота-гиганта "Тритон", по-научному - ТНПА, т. е. это телеуправляемый необитаемый подводный аппарат. Наш "Ламантин" - многофункциональное судно для глубоководных работ. Способно обеспечить работу в т. ч. и упомянутого суперробота ("Тритон" весит 8 тонн, может работать на глубине до 3 км), компенсировав килевую и бортовую качку. Робот оснащен прожекторами-стробоскопами и камерами высокого разрешения, "рука"-манипулятор позволяет захватывать довольно тяжелые предметы. Управление из контейнера, стоящего на палубе: попадая внутрь, не сразу понимаешь, куда тебя занесла судьба. В какой-то неземной центр управления полетом? Да и на капитанском мостике "Ламантина" можно снимать блокбастеры про космические корабли будущего. Интерьер позволяет.

/ Игорь Елков/РГ

Почему же при таких технических возможностях до сих пор не нашли Л-19? Ведь американскую Wahoo обнаружили? Но так бывает: ищут одно, находят другое. К тому же Wahoo SS-238 - 95-метровая субмарина, ее подводное водоизмещение 2,4 тыс. тонн. Стоит на дне на ровном киле на глубине 60 метров. А наша Л-19 - 80 метров в длину, водоизмещение 1,3 тыс. тонн. И мы пока не знаем, что ее погубило, в каком она состоянии и на какой глубине лежит (в проливе Лаперуза глубины от 20 до 118 метров). Мины и бомбы могут разломить корпус на части, их затем может занести илом.

Но все равно найдем, рано или поздно. И возложим на воду венки героям-подводникам - в последнем походе (он же был и первым) на борту было 64 краснофлотца.

/ Игорь Елков/РГ

...Ну а пока мы отдаем почести братьям по оружию во Второй мировой: 80 морякам Wahoo. На волны ложится венок со словами "Русские помнят". На дно опускаем мемориальную доску на постаменте. "Тритон" делает заборы грунта и воды. Они нужны для изготовления памятных капсул для потомков погибших подводников.

"Подводная лодка Wahoo была найдена специалистами Тихоокеанского флота в процессе поиска советской Л-19, - говорит директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Наталия Белякова. - Важно продолжить этот поиск, который, возможно, принесет еще много открытий".

Важно: к американской лодке манипуляторы "Тритона" ни разу ни прикоснулись. К погибшей субмарине и ее экипажу относимся с должным уважением: как, образно говоря, к "Арлингтону" на морском дне. Который находится в наших территориальных водах.

И ветер странствий

Организаторами экспедиции выступили Русское географическое общество и фонд "Люди моря". Главная миссия: отдать почести погибшим морякам, собрать больше сведений о кораблях, об их подвигах и трагедиях.

Но там, где РГО, - там романтика, приключения и новые знания. Например, пролив назван в честь французского мореплавателя Жан-Франсуа де Лаперуза, открывшего его в 1787 году. Это общеизвестно. Но все ли знают, что к Лаперузу в трехлетнюю кругосветку просился 16-летний парнишка, которого все назвали Плон-Плон или Баламут. Не взяли: не прошел по конкурсу. Жаль. Взяли бы этого парня, стал бы путешественником, открывал новые земли. Возможно, погиб вместе с Лаперузом в кораблекрушении, а может, и выжил. Но мировая история точно пошла бы по иному руслу.

Его имя - Наполеон Бонапарт.

...Один из вопросов предстоящего Географического диктанта РГО посвящен как раз проливу Лаперуза. Нет, вопрос не о Наполеоне. Пролив наполнен и другими любопытными фактами и событиями. Читайте, изучайте - время еще есть. Кстати, до 14 июня можно придумать и предложить организаторам свой вопрос.

Геодиктант-2024 - юбилейный, 10-й по счету. Будет весело и интересно, на кону отличные призы.

История