Последняя жертва войны
Л-19 - подводный минный заградитель, тип "Л" 13-й серии. "Л" - значит "Ленинец", так назвали головную подлодку. Остальные получали имена в честь разных личностей - "Сталинец", "Гарибальдиец", "Дзержинец" и т. д. Л-19 осталась без имени. Хотели назвать в честь Максима Горького, но почему-то не получилось.
В ее истории немало загадок и необычных фактов. Субмарину заложили в 1935 году в Ленинграде, а спустили на воду в 1938-м во Владивостоке, и так бывает. Что за подлодка атаковала ее 23 августа, непонятно. По логике - японская, но в японских архивах об этой атаке нет сведений.
Основных версий гибели три: подрыв на морской мине, атака с воздуха, столкновение. Все станет понятно, когда лодку найдут и обследуют.
Ее ищут не одно десятилетие. Не раз информационные ленты взрывались сенсациями: "Нашли!" Но каждый раз - не она.
Предположительные координаты места гибели известны. И там действительно нашли погибшую субмарину. Но опять не она. А американская Wahoo SS-238.
На дне пролива Лаперуза
"Найти Л-19 вполне реально, это вопрос времени, - считает руководитель гидрографической группы компании "Фертоинг" Павел Ковров. - И для этого у нас есть все технические средства".
Упомянутые средства производят сильное впечатление. Мы в море, на борту судна "Ламантин". Стоим у робота-гиганта "Тритон", по-научному - ТНПА, т. е. это телеуправляемый необитаемый подводный аппарат. Наш "Ламантин" - многофункциональное судно для глубоководных работ. Способно обеспечить работу в т. ч. и упомянутого суперробота ("Тритон" весит 8 тонн, может работать на глубине до 3 км), компенсировав килевую и бортовую качку. Робот оснащен прожекторами-стробоскопами и камерами высокого разрешения, "рука"-манипулятор позволяет захватывать довольно тяжелые предметы. Управление из контейнера, стоящего на палубе: попадая внутрь, не сразу понимаешь, куда тебя занесла судьба. В какой-то неземной центр управления полетом? Да и на капитанском мостике "Ламантина" можно снимать блокбастеры про космические корабли будущего. Интерьер позволяет.
Почему же при таких технических возможностях до сих пор не нашли Л-19? Ведь американскую Wahoo обнаружили? Но так бывает: ищут одно, находят другое. К тому же Wahoo SS-238 - 95-метровая субмарина, ее подводное водоизмещение 2,4 тыс. тонн. Стоит на дне на ровном киле на глубине 60 метров. А наша Л-19 - 80 метров в длину, водоизмещение 1,3 тыс. тонн. И мы пока не знаем, что ее погубило, в каком она состоянии и на какой глубине лежит (в проливе Лаперуза глубины от 20 до 118 метров). Мины и бомбы могут разломить корпус на части, их затем может занести илом.
Но все равно найдем, рано или поздно. И возложим на воду венки героям-подводникам - в последнем походе (он же был и первым) на борту было 64 краснофлотца.
...Ну а пока мы отдаем почести братьям по оружию во Второй мировой: 80 морякам Wahoo. На волны ложится венок со словами "Русские помнят". На дно опускаем мемориальную доску на постаменте. "Тритон" делает заборы грунта и воды. Они нужны для изготовления памятных капсул для потомков погибших подводников.
"Подводная лодка Wahoo была найдена специалистами Тихоокеанского флота в процессе поиска советской Л-19, - говорит директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Наталия Белякова. - Важно продолжить этот поиск, который, возможно, принесет еще много открытий".
Важно: к американской лодке манипуляторы "Тритона" ни разу ни прикоснулись. К погибшей субмарине и ее экипажу относимся с должным уважением: как, образно говоря, к "Арлингтону" на морском дне. Который находится в наших территориальных водах.
И ветер странствий
Организаторами экспедиции выступили Русское географическое общество и фонд "Люди моря". Главная миссия: отдать почести погибшим морякам, собрать больше сведений о кораблях, об их подвигах и трагедиях.
Но там, где РГО, - там романтика, приключения и новые знания. Например, пролив назван в честь французского мореплавателя Жан-Франсуа де Лаперуза, открывшего его в 1787 году. Это общеизвестно. Но все ли знают, что к Лаперузу в трехлетнюю кругосветку просился 16-летний парнишка, которого все назвали Плон-Плон или Баламут. Не взяли: не прошел по конкурсу. Жаль. Взяли бы этого парня, стал бы путешественником, открывал новые земли. Возможно, погиб вместе с Лаперузом в кораблекрушении, а может, и выжил. Но мировая история точно пошла бы по иному руслу.
Его имя - Наполеон Бонапарт.
...Один из вопросов предстоящего Географического диктанта РГО посвящен как раз проливу Лаперуза. Нет, вопрос не о Наполеоне. Пролив наполнен и другими любопытными фактами и событиями. Читайте, изучайте - время еще есть. Кстати, до 14 июня можно придумать и предложить организаторам свой вопрос.
Геодиктант-2024 - юбилейный, 10-й по счету. Будет весело и интересно, на кону отличные призы.