29.05.2024 13:06
Экономика

Между цифровой и ИИ-трансформацией

Текст:  Олег Капранов
На днях стало известно, что Сбер меняет структуру технологического направления своего бизнеса. Новая стратегия компании предполагает создание двух технологических блоков - "Технологическое развитие" и "Технологии". Первый возглавит старший вице-президент Сбербанка Андрей Белевцев, а второй - Кирилл Меньшов, который перешёл из "Ростелекома", где курировал IT-блок и отвечал за разработку ОС "Аврора". В эксклюзивном интервью "Российской газете" на полях ЦИПР-2024 они рассказали о причинах этих изменений, а также о том, почему без искусственного интеллекта скоро не выживет ни одна компания.
Читать на сайте RG.RU
/ Сбер

Начну с главного вопроса последних дней. Почему было принято создать два блока и какие основные задачи будут входить в их периметр?

Андрей Белевцев: Сегодня перед Сбером стоит важная задача - как создать принципиально новый технологический стек с глубокой интеграцией IT и генеративного искусственного интеллекта и как эффективно использовать его для реализации нашей стратегии. Когда у тебя такого класса задача, ты ищешь нестандартные организационные решения.

Вызов, который стоит перед новым блоком "Технологическое развитие", - это в первую очередь консолидировать все компетенции и ресурсы в области искусственного интеллекта, а также наши технологические команды, занимающиеся разработкой ключевых тиражируемых IT-платформ и перспективным R&D, и сделать так, чтобы передовые технологии стали основой для реализации стратегии Сбера.

Кирилл Меньшов: Блок "Технологии" сфокусируется на трансформации IT-ландшафта с помощью внедрения новейших ИИ-решений. Технологическая база Сбера должна быть самой быстрой, самой гибкой, самой надёжной. Наша с Андреем задача - общими усилиями совершить технологический прорыв.

Не получится ли так, что кто-то будет креативить и идти в будущее, а кто-то вынужден будет остаться на земле и заниматься рутиной?

Андрей Белевцев: Я очень не люблю, если честно, когда в технологической сфере мы начинаем делить работу людей на творчество и рутину. Меня увлекает достижение результата. Результат, за которым мы идём, - это реализация бизнес-стратегии Сбера, где каждый член команды должен принести пользу там, где он сейчас. И результат наиболее вероятен, если тебя драйвит роль в этом процессе и тебе в ней комфортно.

Нынешняя конфигурация была выстроена так, чтобы обеспечить бесшовную связность процессов. Я сосредотачиваюсь на перспективных проектах и создании новой ИИ-ориентированной платформы, а Кирилл сфокусируется на непрерывности бизнеса и его развитии, и дальнейшей ИИ-трансформации.

Наш организационный вызов - создать такие возможности, при которых было бы сконцентрировано максимум интеллектуальных усилий на решении стратегических задач. Но при этом мы также понимаем, что если наше сообщество инженеров разделится на понятийном уровне - в целях, смыслах, культуре, - то это не позволит реализовать задуманное. То есть нам нужно очень чётко понимать, кто и где должен принести результат, но при этом оставаться в коллаборации.

/ Сбер

Кирилл Меньшов: Про команды вообще отдельный большой вызов, над которым мы сегодня работаем. Наша задача - полностью перестроить психологию и обеспечить связность всей команды целиком. Это требует изменения парадигмы и гораздо большей прозрачности процессов и задач внутри компании, чтобы полностью завершить трансформацию Сбера на основе искусственного интеллекта, а в перспективе - сильного искусственного интеллекта (AGI).

Что вы имеете в виду под этой трансформацией?

Кирилл Меньшов: Это коренная перестройка процессов. Так же как цифровизация, которая очень заметно изменила целые отрасли: люди перестали ходить в физические отделения банка, появились мгновенные платежи, исчезли как жанр платёжные поручения. На следующем этапе появятся многофункциональные ИИ-помощники - агенты, которые способны решать задачи без участия человека.

Это - то, через что смогут в перспективе пройти все компании?

Кирилл Меньшов: Безусловно. Только есть одно требование - это завершённый процесс цифровой трансформации. Потому что, если компания не прошла этот путь, дальше она двинуться не сможет. И сегодня его прошли единицы. Другой вопрос, что во многих компаниях или структурах нет потребности цифровизовывать вообще всё. Тогда речь может идти о каких-то конкретных сегментах или направлениях деятельности.

Вы ранее сказали об ИИ-агентах, и сразу же возникает два аспекта: рабочие места, которые будут сокращаться в результате внедрения ИИ, и этические вопросы…

Кирилл Меньшов: Вопросы к этике могут возникнуть, если мы говорим об универсальных сотрудниках. Когда же речь идёт о внедрении агентов, выполняющих, например, понятную юридическую или финансовую функцию, ограниченную нормами права или иной регуляторики, очевиден их комплиментарный характер, направленный на избавление от рутины. Плюс новейшие языковые модели уже даже имеют задатки эмпатии.

Вообще, надо понимать, что принципиальное отличие искусственного интеллекта от других технологий в том, что он изменяется с фантастической скоростью. В отличие от, скажем, серверов или виртуализации. Вот вышел процессор помощнее, ядер побольше, и вот вам новый сервер - конец истории. А искусственный интеллект каждый год обновляется радикально и получает принципиально новые возможности.

И это пугает…

Кирилл Меньшов: А это неизбежность. Более того, любой, кто решит взять паузу и порефлексировать, неизбежно проиграет, потому что остальные паузу не возьмут.

А кадры?

Кирилл Меньшов: Ещё одна неизбежность. В очень многих странах со знаком плюс. Попытки решать проблему нехватки кадров с помощью миграции, предпринятые в ряде стран, оказались неэффективны. В целом же думаю, что в недалёкой перспективе государства будут конкурировать и измерять свой экономический и иной потенциал числом тех самых ИИ-агентов.

Одной из главных тем ЦИПРа в этом году стало то, что компании активно развивают у себя полный стек решений, но не используют чужие решения и не делятся своими продуктами "наружу", потому что в них заключены конкурентные преимущества. В результате вся эта разработка однотипных продуктов оказывается крайне неэффективной. Какая позиция у Сбера в этом вопросе? Готов ли Сбер делится своими технологиями с рынком, в частности, ИИ?

Андрей Белевцев: Сегодня уже нельзя отрицать, что генеративный ИИ - основа глубинной трансформации бизнеса. Большие языковые модели произвели революцию в технологиях, проникнув в разные сферы экономики. Но их создание сегодня доступно не всем компаниям. И даже на уровне стран не все государства, которые запускают ракеты в космос, могут сегодня представить успешного конкурента ChatGPT. Поэтому, когда мы в прошлом году представили GigaChat, то сразу сделали его доступным всему рынку. Уже более пяти миллионов пользователей и четыре тысячи бизнес-клиентов по всему миру смоги оценить его возможности. Мы нацелены на создание и продуктовизацию рыночных решений на основе ИИ, объединяя в себе всю исследовательскую и продуктовую экспертизу Сбера.

Кирилл Меньшов: Мы понимаем, что Сбер должен быть более тесно интегрирован с рынком. Это означает, что какие-то технологии мы создаём для себя и для рынка, но при этом всегда следим за другими игроками, и если видим качественный продукт, то внедряем его в свои процессы. Также мы готовы будем выступать в роли ИИ-интегратора, поскольку с каждым днём Сбер всё больше накапливает компетенций в области искусственного интеллекта, и это, несомненно, станет уникальным предложением для рынка.

Как компании могут использовать искусственный интеллект для улучшения своих бизнес-процессов уже сегодня?

Андрей Белевцев: Мы уверены в том, что искусственный интеллект будет очень быстро интегрироваться и внедряться во все сферы бизнеса. В частности, на ЦИПРе был представлен кейс, связанный с автоматизацией работы инженера, отвечающего за надёжность промышленного оборудования, реализованный нами вместе с "СИБУРом" и ЦРТ. Мы увидели, что большие языковые модели способны качественно повысить уровень интерпретации ошибок при эксплуатации оборудования. Если ты работаешь с индустриальным партнёром, если у тебя есть весь доступ к его базе данных, базе знаний по отказам оборудования, то качество становится просто потрясающим. Каждый отказ модель способна интерпретировать, предложить наиболее вероятные причины его возникновения и способы устранения в будущем.

Очень важной задачей для многих компаний является работа с их большими накопленными базами знаний. Потому что человеку очень сложно ориентироваться, когда он ищет ответ на конкретный запрос, а традиционный поиск предлагает ему ссылку на десятки, если не сотни документов в корпоративной базе. С помощью генеративных моделей может быть построена совершенно другая поисковая стратегия, когда человек получает ответ на его конкретный запрос, сформированный в соответствии с нормативной документацией компании.

Кроме того, искусственный интеллект - это незаменимый помощник, который оптимизируют работу разработчиков: генерирует код по описанию на естественном языке, ищет уязвимости и многое другое. Как и в других сферах, в программировании немало рутины - однотипных операций по написанию похожих фрагментов кода, которые выполняются механически. Например, наш инструмент GigaCode уже сейчас на 25% ускоряет процесс разработки кода в Сбере.

Кирилл Меньшов: Искусственный интеллект однозначно будет оказывать сильнейший экономический эффект для компаний из разных отраслей экономики. И, как мне кажется, сейчас каждый может найти для себя способ использования этой технологии. Есть уже много ярких бизнес-кейсов, когда ИИ помогал быстрее разрабатывать новые продукты, генерировать контент и общаться с клиентами. Поэтому, соединив большие языковые модели и немного фантазии, можно кардинальным образом менять целые бизнес-процессы.

Финансы Бизнес .tech Сервисы Нейросети