29.05.2024 13:53
Культура

Николай Ободников: Пусть персонажи и мир будут настолько реальны, насколько позволяет замысел

Писатель Николай Ободников выиграл одну из главных номинаций премии "Электронная буква" за мистический триллер "Сирены Амая". В интервью автор рассказал о том, что согревает душу писателя, детективных заповедях, а также о том, что нужно, чтобы прозвучать как можно громче.
/ Пресс-служба ЛитРес
Читать на сайте RG.RU

Ваш роман "Сирены Амая" получил премию "Книга года" в литературной премии "Электронная буква". Какие ожидания от этого произведения были у вас до победы?

Николай Ободников: Ожидание вообще сложная вещь. Три с половиной месяца работы над книгой напоминали мне один бесконечный поход на рудники. Я кашлял, ругался и продолжал трудиться - без выходных и даже без перерывов на чашечку глинтвейна в новогодние праздники. Моих внутренних ресурсов было затрачено так много, что в итоге всё свелось к абсолютно жизненному вопросу: а усердие вообще бывает вознаграждено? Как оказалось, бывает. Спасибо за это группе компаний "ЛитРес", которая ежегодно проводит "Электронную букву" - крупнейшую премию в области электронных и аудиокниг. Она помогает талантливым писателям заявить о своем таланте на широкую аудиторию. Также спасибо издательству "Эксмо", выпустившему "Сирены Амая" на бумаге.

Что, как вам кажется, делает вашу книгу особенной?

Николай Ободников: Ее псевдодокументальность. Мне постоянно казалось, что истории не хватает достоверности. Остров, жертвы? Да кто вообще поверит в подобное сюжетное клише - настолько избитое, что оно уже практически не дышит? Потом я вспомнил "Кэрри", чей текст буквально кишел всякими выдержками. Так пришел к ключевой особенности "Сирен Амая" - псевдодокументальным вставкам. Они получились настолько правдоподобными, что многие шерстили карты в поисках острова. Это обстоятельство особенно греет душу.

В романе присутствуют описания культа и обычаев, которые царят на острове. Опирались ли вы на антропологические/фольклорные исследования при создании этого локуса?

Николай Ободников: По большей части культ и обычаи "Детей Амая" - плод моего воображения. Однако материалов, чтобы это самое воображение подстегнуть, всё равно имелось в избытке. Особое внимание уделил эктродактилии - единственному дефекту несчастных "сирен" (за них я, кстати, болел всем сердцем). Остальные материалы, доложу вам, также способны нагнать мурашек.

Какие советы вы бы дали начинающим писателям, желающим заявить о себе в жанре триллеров и детективов?

Николай Ободников: Начинающим и не только писателям советую обратить внимание На Литрес Самиздат. Там можно издаваться самостоятельно и бесплатно. Платформа для digital-авторов регулярно проводит интересные конкурсы, предлагает качественное продвижение книг, позволяет хорошо зарабатывать и расширять аудиторию поклонников вашего творчества.

Илья Морозов: Театр - это не то место, куда прибегают к третьему звонку

Если хотите прозвучать громко - возьмите свою самую сумасшедшую идею и преподнесите ее так, чтобы читатель поверил, будто это произошло на соседней улице. Пусть персонажи и мир будут настолько реальны, насколько позволяет замысел. Посмотрите методики расследования ритуальных убийств, учебные пособия по вскрытию трупов, основы токсикологии, признаки утопления, комплектацию криминалистического чемоданчика и многое другое. Словом, загляните в головы всем специалистам, каких только сумеете вообразить. Влезьте в шкуру антагониста и подшейте ее себе по размеру. Забудьте про милосердие.

Наконец, расследуйте событие и путайтесь под ногами у хороших парней изо всех сил.

Что для вас как для писателя является главным показателем успеха?

Николай Ободников: Отклики. Как по мне, успех - это когда говорят: "О боже, это было невероятно! А что еще есть у этого парня?" Полагаю, каждый автор ожидает подобного. Не просто славы и денег, а заслуженного признания. Именно заслуженного. И я в этих рядах: работаю не покладая рук, чтобы однажды кто-нибудь, потрясенный до глубины души, со сверкающими глазами, подошел ко мне и признался в любви.

Какие изменения и тенденции вы наблюдаете в жанре детективов за последние годы?

Николай Ободников: Можно обратиться к так называемым детективным заповедям Р. Нокса и правилам С. С. Ван Дайна. Главное, не принимать всерьез пятое правило "заповедей" Нокса. Эти постулаты позволяют наглядно отследить эволюцию детективов. Разумеется, развитие детектива как жанра в первую очередь обусловлено развитием технологий. Появляются новые инструменты - как для совершения преступлений, так и для их раскрытия. В нынешнее время убийцей может оказаться даже виртуальный образ умершего человека. Вдобавок идет постоянное скрещивание жанров. Но это не так страшно. Как по мне, главное, чтобы логика расследования оставалась на месте.

Какие проекты или идеи у вас на данный момент находятся в разработке?

Николай Ободников: Не так давно я закончил триллер/хоррор под названием "Ад находится у океана". Прочитать его можно на "ЛитРес". А в марте этого года побывал в Доме творчества в Переделкино, где в рамках индивидуальной резиденции приступил к работе над следующим романом. Это история невероятного катаклизма, охватившего планету. Согласно задумке, книга будет иметь элементы триллера, хоррора и научной фантастики. Литературные ориентиры - "Мозг Донована" (К. Сиодмак), мифология Лавкрафта и "Противостояние" (С. Кинг). Параллельно я занят в экспериментальном проекте, посвященном всадникам Апокалипсиса. Там задействовано много классных ребят - и все поголовно звездочки "ЛитРес".

Как вы относитесь к идее адаптации ваших произведений в кино?

Николай Ободников: Положительно. Главное, чтобы режиссер был достаточно бесстрашным и изобретательным. Если бы существовал такой бар, в котором режиссеров можно было смешивать в коктейлях, я бы попросил полбокала Ларса фон Триера и по четвертинке Линча и Финчера. Возможно, добавил немного стружки из Тима Бёртона. Не знаю, какой бы у этого получился вкус (возможно, как у смеси переперченного томатного сока и керосина), но назывался бы такой коктейль "Добро пожаловать на остров". Как говорится, приглашаю.

***

Это интервью и многие другие материалы опубликованы на сайте © IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.

Литература