И никогда не было начиная с 1950-х годов, когда вокруг стихийно обустраивался частный сектор. В 1990-е весь советский самострой узаконили, а после потопа 2013-го местные жители отсыпали и утрамбовали за свой счет грунтовую дорогу - около 150 метров до ближайшего асфальта на улице Правобережной. К сожалению, эту грунтовку постепенно смыли ежегодные мощные паводки, и теперь пожарная техника или скорая помощь в случае вызова сюда уже не проедут.
Бездорожный отрезок улицы Штормовой - это пять капитальных частных домов с земельными наделами и несколькими хозяйственными постройками. Их владельцы - коренные хабаровчане. Все, за исключением одного, имеют также квартиры, но проживают большую часть года на Штормовой и больше всего хотят, чтобы сюда провели асфальтированную или бетонированную дамбу-дорогу, гарантирующую нормальный проезд, защиту домов и всей береговой линии. Пока же ситуацию можно назвать критической. Достаточно взглянуть на углубляющееся ущелье между строениями или на самый низкий участок улицы.
По словам заместителя мэра Хабаровска, главы комитета по управлению Краснофлотским районом Сергея Ивашкина, Штормовая не принята на казенный учет, то есть не паспортизирована и не поставлена на баланс. По этой причине мэрия не вправе инвестировать в нее свои средства. Сергей Ивашкин уточнил, что в частном секторе Краснофлотского района из 140 переулков и улиц около половины в таком же правовом положении - попросту говоря, бесхозные. На их оформление нужны годы, и приоритет отдается наиболее населенным.
- И даже если дорога на Штормовой была бы паспортизирована, нет смысла делать ее без берегоукрепления, которым должно заниматься краевое министерство природных ресурсов, - говорит Сергей Иванович.
Директор департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации Хабаровска Олег Сутурин подтвердил, что функции по предотвращению негативного воздействия вод Амура как объекта федерального значения возложены на краевое минприроды. При этом, по сведениям природоохранной прокуратуры, министерство до сих пор не установило береговую линию Амура в черте Хабаровска. А в таком случае о берегоукреплении за пределами уже построенной в городе дамбы пока можно только мечтать.
В свою очередь заместитель главы Краснофлотского района Хабаровска по ЖКХ Михаил Ташматов отмечает, что район улицы Штормовой относится к зоне затопления с 2013 года, и поэтому у территории нет перспективы развития.
- Все подтопленцы получили квартиры вместо пострадавших домов, и никаких объектов там не должно быть - они незаконные, - сказал он.
Столь же категоричен замначальника городского управления дорог Александр Лютов.
- Дорогу на Штормовой строить не будем, - говорит он.
Доводы те же, что у Михаила Ташматова. Но, по словам жителей, в качестве компенсации после наводнения 2013 года квартиру получила только одна жительница этой улицы, остальные, включая купивших дома после паводка, имеют там недвижимость с абсолютно законными документами и кадастровыми номерами.
Стоит отметить, что в зоне возможного затопления находится более половины прибрежной черты Хабаровска со множеством частных домов и земельных участков в зарегистрированной по всем правилам собственности. И все они нуждаются в берегоукреплении. Улица Штормовая, жители которой не могут проехать к себе домой, в этом плане не исключение. Остается ждать, когда местные власти с привлечением федеральных средств всерьез займутся облагораживанием и укреплением берега вдоль всей городской черты.
Еще одна проблема жителей Штормовой - мусор. По словам жителей, не организован регулярный вывоз отходов, а после нерадивых отдыхающих и рыбаков вокруг вырастают кострища и свалки. При этом мэрия утверждает, что данная "территория находится в удовлетворительном санитарном состоянии", а региональный оператор "Хабавтотранс ДВ", что бытовые отходы вывозятся методом пакетирования. Тем не менее районная прокуратура подтвердила наличие несанкционированных свалок, внесла в мэрию соответствующее представление и взяла ситуацию под контроль. Внесено также прокурорское исковое заявление в суд по факту непринятия администрацией мер по постановке на учет этой дороги в качестве бесхозной.