Сотрудники аэропорта Красноярска им. Д. Хворостовского к инициативе МВД отнеслись спокойно. В беседе с "РГ" они пояснили:
- Если такое решение будет принято, оно как-то повлияет на работу внутри самого аэропорта. Разве что те пассажиры, которые рассчитывали купить алкоголь в полет, будут чаще приставать к нам и выражать свое негодование запретом.
Красноярские же пассажиры были куда категоричнее. Владимир Димитров, вылетающий через несколько дней в Турцию, искренне возмущался:
- Несмотря на то, что я летаю часто, неба по-прежнему побаиваюсь. В зонах турбулентности мне становится плохо, иной раз доходит до паники. Поэтому всегда прибегаю к помощи алкоголя. Поймите правильно: не в том смысле, что напиваюсь до бесчувствия, но несколько граммов делают перелет куда более комфортным, даже поспать удается. А поскольку большинство пассажиров страдают аэрофобией, ограничение или запрет на продажу алкоголя в аэропортах повредит, без преувеличения, нервам тысяч людей!
В Мурманской области инициативу ограничить продажу алкоголя в аэропортах в целом поддерживают. Пьяные авиадебоширы порой создают немало проблем. Например, около года назад 69-летний подвыпивший пассажир рейса Мурманск - Москва, находясь на борту воздушного судна после прохождения проверки, во время разговора с другим пассажиром сообщил, что у него при себе находится "опасное вещество", рассказали "РГ" в управлении на транспорте МВД по Северо-Западному округу.
В аэропорт выехали сотрудники экстренных служб с кинологами, которым пришлось повторно досматривать самолет, пассажиров, ручную кладь и багаж. Ничего опасного они не нашли. Пассажир объяснил свои слова тем, что решил пошутить. Эта шутка обошлась ему снятием с рейса и привлечением к ответственности.
- С другой стороны, если ограничить продажу алкоголя, например, одной бутылкой в руки, то вряд ли это что-то изменит, - заявил "РГ" один из сотрудников аэропорта Мурманск. - Разве пол-литра не будет достаточно, чтобы любитель выпить основательно "накидался" перед рейсом? Напиться он может, кстати, и до выезда в аэропорт. Кроме того, бары в зоне вылета по-прежнему будут работать. Мне кажется, вполне достаточно просто не пускать пьяных в самолет, а за употребление алкоголя на борту ввести санкции.
Олег Минин, директор Мурманского медицинского центра имени Н. И. Пирогова ФМБА России, добавляет: "В зонах внутренних рейсов продажу алкоголя нужно ограничивать однозначно. Мне доводилось сталкиваться с авиадебоширами, ограничения должны помочь решить эту проблему. Лично я всегда летаю только на трезвую голову".
В ульяновском аэропорту Баратаевка пояснили, что на его территории точек, торгующих алкоголем, нет за исключением пива. А значит, и возможное ограничение торговли его работу не затронет.
А вот сотрудница одного из аэропортов на юге страны, которая просила не называть ее имени, так прокомментировала инициативу МВД:
- Любая инициатива по ограничению продажи алкоголя - всегда хорошо, но проблему появления пьяных на борту и возникновения других нештатных ситуаций, связанных с неадекватным поведением пассажиров, это точно не решит. Здесь большое влияние имеет человеческий фактор, когда часто "хромает" воспитание, и пассажир по каким-то личным мотивам срывается на сотрудниках аэропорта, даже не будучи в алкогольном опьянении. Уверена, что если человек захочет выпить перед полетом, он сделает это, даже если будет ограничена продажа алкоголя.
А что думает бизнес?
Руслан Гайнетдинов, руководитель ульяновского регионального центра "Мой бизнес", председатель регионального отделения "Опоры России" напоминает историю вопроса:
- Алкоголь вернулся в аэропорты только года три назад. Никто за то время, пока его не было, не разорился, ни одно кафе или ресторан. Понятно, что определенная выручка снизится. В ответ я предложил бы аэропортовым комплексам снизить аренду. Потому что аренда там громадная, и все ценники для авиационных пассажиров в аэропортах, конечно же, отличаются серьезно.
Астраханский предприниматель Маргарита Миронова признается, что хотелось бы видеть на борту самолета адекватных и трезвых соседей, которые отвечают за свои поступки. Поэтому она оценивает инициативу ограничить продажу алкоголя положительно:
- Более того, надо не просто ограничивать продажу алкоголя, но и не начинать ее на рейсах внутри России. К сожалению, свою меру в плане выпивки знает не каждый. Самолет - это не то место, где можно расслабляться и пить алкоголь. Ситуации здесь могут быть разные, и в плане здоровья в том числе. Например, недавно наблюдала картину, как человеку в самолете стало плохо, и его откачивал в полете весь экипаж бортпроводников и нашедшийся случайно в салоне медик. Часто путешествую самолетом из Астрахани в Москву и обратно, в том числе с детьми.
Пассажир волгоградского аэропорта Ольга Васильева тоже часто летает и заметила, что алкоголь обычно берут в дьюти-фри при полетах за границу.
- На внутренних авиарейсах это происходит, если вы летите, например, в Дубай транзитом из своего города через Москву. Вряд ли ограничения на продажу как-то повлияют на потребление алкоголя. Не думаю, что многие покупают именно на внутренних рейсах. Одно дело - привезти интересную бутылку из дальних стран, другое - взять то, что и так есть у нас. Обычно человек может просто выпить бокал вина в ожидании вылета в кафе аэропорта. Может, конечно, быть такое, что забыл купить бутылку в подарок и вспомнил уже на аэровокзале. Но это разовые истории.
А вот москвич Константин Ильковский двумя руками за ограничения торговли спиртным в зоне внутреннего вылета: "Это убережет любителей выпить от личных проблем и других людей оградит от неприятностей".