Эта пьеса ждала своего часа в портфеле "Табакерки" несколько лет - к ней подступались, о ней думали, но раз за разом откладывали, задаваясь вопросом: как поставить "Детей Ванюшина" так, чтобы это было современно? Пульс времени стал для создателей спектакля главным и, как после премьерного показа отметил Владимир Машков, по ощущениям - все получилось. Худрук Театра Табакова сам - и в кресле режиссера, и на сцене: играет главного героя, купца Александра Егоровича Ванюшина.
У него, кажется, есть все, о чем только можно мечтать: доходная фабрика и синдикат, основательный дом (фантастическая декорация, созданная главным художником "Табакерки" Александром Рукавишниковым и списанная, кстати, с реальной усадьбы его предков, сохранившейся в Нижнем Новгороде), большая семья. Но вся эта идиллия трещит по швам с самой первой сцены: Александр Егорович смертельно болен, врач (Виталий Егоров) уговаривает его лечь в больницу - еще один приступ, и он больше не жилец. От докторов Ванюшин отмахивается, потому что важнее всего для него: что от него останется? Кому передать созданное и заработанное своими потом и кровью? Кто продолжит семейное дело? Наследников у них с женой (Алена Лаптева) шестеро: два сына и четыре дочери. Но все - под придирчивым взглядом отца - непутевые, не способные поднять эту ношу
Один назло бросает гимназию, проигрывается в карты и ворует у матери; другой - отрекается от возлюбленной с собственным ребенком, чтобы жениться на генеральше, а от отца требует выгодного поста в синдикате; третья - разыгрывает комедию с разводом, чтобы папаша дал круглую сумму денег… При каждом сближении отца и детей - скелеты сыплются из шкафов без остановки, в истериках тонет все пространство сцены, а Александр Егорович, впервые реально столкнувшись со своими отпрысками, никак не может понять - когда они стали такими, как он их упустил? Все ведь ради них - и тяжелая работа, и дом этот просторный, и та фабричная империя, что теперь остается…
Ответ дает младший сын, Алексей (Севастьян Смышников): "Откуда мы такие? Сверху". И не в том смысле, что так предопределено свыше, - все проще, прозаичнее. Все дети живут на втором этаже дома, там - пока родители занимались своими, гораздо более важными делами - они и росли. Сами по себе, как умели. Жизни их учили какие-то мутные приятели и подруги, между делом совращали гувернантки…
Знали ли об этом взрослые? Нет, а может не хотели знать. Как-то не до того было. И пусть бы только ненавидели они теперь своих родителей - нет же, родные братья и сестры, готовы и друг друга со свету сжить. Наследство-то немалое, есть за что глотку перегрызть.
Спектакль "Наследники"Александр Егорович, человек волевой и решительный, винит во всем себя. Сам, уверен он, должен теперь все исправить. Герой Владимира Машкова в этом спектакле - грандиозная актерская работа. Два абсолютно два разных акта. В первом Ванюшин говорит с детьми только чеканными ультиматумами, а может и всыпать по первое число. Во втором - изо всех сил пытается изменить себя. Старается понять, что нужно детям, чего они хотят на самом деле? Пусть и вопреки его воле. Старается прощать.
Но маховик уже запущен, в одиночку сохранить семью - получится ли? Он ведь о совести и о душе - а кто его услышит? Какая искренняя боль в его словах - когда очередную ссору он перебивает вдруг уклончивой просьбой: "Пожалуйста, не ругайтесь, я сегодня был на исповеди"!
В финале пьесы Найденова - коммерсант стреляется в своем кабинете. Вся эта история автобиографична, так случилось в семье драматурга с его отцом. Но, по словам сценариста Олега Антонова, был у этой истории альтернативный финал - как-то автора "Детей Ванюшина" попросили немного смягчить трагедию, и появилась версия, в которой отец занимает верхний этаж дома, а дети, уже как хозяева жизни, переезжают вниз.
В "Табакерке" придумали свою развязку, без лишних подробностей скажем - светлую. Впрочем, Владимир Машков говорит об этом финале сдержанно - кто знает, что потом? А если это не финал, а только передышка, эпизод, после которого жизнь Ванюшина снова понесется к роковому выстрелу? Кто может предсказать: в жизни бывает всякое.
Но, без сомнения, именно благодаря этому неожиданному свету, в финале создается ощущение, что летящий на всех парах в пропасть поезд успевает затормозить перед самым обрывом. И наконец, впервые за два с лишним часа, зрители смогут выдохнуть.
Наверное, можно сказать, что премьера "Наследников" не случайно совпала с Годом семьи. Но тут другое: получился спектакль-событие. И не только для этого - для любого года. Здесь масштабные декорации - от таких, пожалуй, зритель уже отвык: чтобы собрать купеческий дом на сцене, нужно не меньше двух дней! Здесь великолепные актерские работы, феноменальная сыгранность всей команды - спектакль будут играть два полноценных состава по 17 артистов. Все это так, и это важно. Но и это не все. Спектакль не отпускает. Будто бы вынырнул - а вот оно, вокруг, и надо дышать, надо разобраться, уяснить все смыслы нашей жизни. Не просто семейные - подчас глобальные…
Премьерные показы - 1 и 2 июня, а потом постановку можно будет посмотреть 14 и 22 июня.
Владимир Машков, художественный руководитель Театра Олега Табакова, режиссер:
- Это спектакль-предупреждение, спектакль-надежда. Я бы очень хотел, чтобы выйдя с "Наследников", человек подумал - "Пойду домой, посмотрю, как там дети". Знаете, об одном человеке его дети говорили - нас воспитывал луч света под дверью кабинета отца. Мы тоже иногда думаем, что наша работа, наши дела, мысли могут воспитать, но это не так. Часто находятся совсем другие воспитатели. Я бы сказал, что этот спектакль и обо мне тоже.
Ванюшин - человек стремительный, работающий. Он слишком занят своим делом. Неслучайно в самом начале мы говорим о том, что он скоро умрет - мы уже завели эту бомбу, но в то же время для него - это та ситуация, когда сам Бог протягивает руку, чтобы ты увидел свои ошибки и понял: пока ты жив, все можно исправить.
Олег Антонов, автор сценической версии, драматург:
- "Дети Ванюшина" были написаны в 1901 году и сразу стали с успехом идти в театре. Пьесу ставят до сих пор. В чем же ее секрет? В первую очередь, в автобиографичности, а еще - в безжалостности, с которой Найденов пытался разобраться в крахе собственной семьи. Мы хотели сделать наш спектакль актуальным и волнующим. Убрали архаичный язык, действие сделали в современном, скоростном ритме.
Пожалуй, главная мысль для меня - подчеркнуть этим спектаклем, что семья необходима, что человек всеми силами должен пытаться ее сохранить. Счастье возможно даже в такой семье как у Ванюшина, главное захотеть эту ситуацию изменить.