Испытания продлятся семь месяцев, сообщает пресс-служба университета. Ученым предстоит выяснить, как биокомпоненты в традиционном топливе (они могут быть из растительного или животного сырья, из продуктов жизнедеятельности организмов или органических промышленных отходов) влияют на характеристики двигателя - на тягу, расход топлива и экологичность. А значит, они смогут найти наиболее эффективные смеси, составить "рецепт" оптимальной "заправки" для двигателя.
Испытания проводятся на малоразмерных газотурбинных двигателях, в том числе собственной разработки Самарского университета ("Колибри"), с максимальной тягой 220 ньютонов. Эти "малыши" длиной 30 сантиметров, диаметром - примерно 12 сантиметров, а весом - два килограмма. Ранее подобные эксперименты с биотопливными смесями на таких агрегатах не делали. С такими агрегатами можно создавать мобильные энергоустановки и небольшие скоростные летательные аппараты.
"Мы хотим найти составы смесевых топлив, которые позволят сохранять хорошие эксплуатационные характеристики двигателей при одновременном снижении негативного влияния на окружающую среду. Эта работа - продолжение наших исследований, которые мы проводим в рамках грантов Российского научного фонда", - рассказал Иван Зубрилин, заведующий молодежной научно-исследовательской лабораторией "Энергетические установки".
Эксперименты ученые проводят на специальном стенде в лаборатории университета. В топливо для двигателя - авиационный керосин - добавляют биокомпоненты (различные спирты, кетоны, альдегиды и эфиры), и с помощью специальной аппаратуры фиксируют показатели работы. Добавление в топливо биокомпонентов должно снизить количество выделения сажи, но при этом двигатель должен работать также мощно и экономично, как и на чистом керосине.
По словам Ивана Зубрилина, ученые в перспективе будут испытывать на горелочных устройствах и камерах сгорания двигателей, которые используются в самолетах гражданской авиации. Работать будут в кооперации "Объединенной двигателестроительной корморацией", в частности с самарским заводом ОДК-Кузнецов.
"Такова современная мировая тенденция - экологически чистое топливо в авиации будет вытеснять традиционный керосин, и уже нужно к этому готовиться", - отметил ученый.
Ожидается, что углеродные единицы (квота на выброс парниковых газов, эквивалентна одной тонне углекислого газа) начнут вводить уже в течение двух лет. К 2050 году минимальная доля устойчивого топлива (сертифицированное как экологически безопасное) должна будет оставлять 35%. Более 120 стран поддерживают эту инициативу.
По словам ученого, в ходе экспериментов в Самаре планируется довести долю биодобавок в топливной смеси до 20-25%, а для некоторых компонентов - до 50%.