01.06.2024 12:00
Культура

"Его величество работник Василий Дмитриевич". Автору "Московского дворика" 180 лет

Текст:  Максим Васюнов
Бывают художники, чья биография не уступает по красоте их шедеврам. Жизнь Василия Поленова как раз из таких. Об этом интеллигенция города Тарусы догадывалась еще в 1915 году, она прямо так и написала в письме мастеру: "…жизнь, которая сама красива и глубока, как большое художественное произведение". Сегодня же ясно не только тарусянам - из всех поленовских картин, нам необходимее всего его собственный портрет на фоне эпохи. Тем более, что его эпоха с нашей, кажется, из одних оттенков.
Илья Репин "Портрет Василия Поленова" 1877 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Любая картина начинается с эскиза, который не всегда совпадает с тем, что получается в итоге. Дворянин, сын дипломата и приятель цесаревича Александра Александровича Василий Поленов в первые тридцать три года своей жизни не очень походил на того, кем все его запомнили - в высшей степени патриотом, филантропом и альтруистом. Он не избежал болезни золотой молодежи - видеть все лучшее в Европе, а Россию нещадно критиковать. Болезнь особенно обострилась во время пенсионерской командировки художника по западным столицам, уже тогда упражняющихся в русофобской риторике.

Поленова тогда отрезвила его сестра-близнец Вера, в архивах хранится ее письмо, боль которого сегодня чувствуется особенно остро: "...в России так нужны люди, что в сто раз лучше сделать для нее четверть предположенного дела, нежели отшатнуться от нее несколькими фактами несправедливости, которые в грубой форме, часто ложные, доходят до вас. Нельзя так резко судить и осуждать того, что сам не видишь, во что сам не вник". Вера Дмитриевна умоляет брата вернуться домой: "Тебе необходимо личное объяснение с Россией и серьезное с ней свидание". Сестра повлияла, или, быть может, друг Илья Репин, который встал на противоположный от Запада берег и заболел "всем русским". Или же сказалась ностальгия по тихим пейзажам, что Поленов успел полюбить в Царском Селе, в Подмосковье, на Севере... Так или иначе, он вовремя понял, что уровень патриотизма измеряется не словами, а делами. В отчетном рапорте в Академию художеств клянется: "Никто более меня не желает вернуться на родины, чтобы моим трудом доказать на деле мою горячую любовь к ней".

Работы художника Василия Поленова (1844-1927)

Для начала доказать свою преданность родине Поленов решил… на войне. В составе русской добровольческой армии он сражался на сербско-турецком фронте. Его дневники и письма тех месяцев наполнены романтикой, восхищениями, на войну он смотрит как художник: "это довольно красивое зрелище". Режет слух? Но только не тем, кто был на фронте.

Фильм, который в разговорах с журналистами вспоминают мобилизованные и добровольцы спецоперации - "9 рота" Федора Бондарчука. А чаще всего цитируют бойцы художника Джоконду, его ответ на вопрос, почему он не отсиделся в штабе: "Вон видишь танк, красиво, правда?.. Красота - это когда нет ничего лишнего, никакой шелухи, а на войне только жизнь и смерть, ничего лишнего, война - это красиво".

"Поленовский" взгляд на войну по-прежнему дает силы и помогает не сойти с ума.

На своей первой войне Василий Дмитриевич сражался, как лев. Домой вернулся героем, с медалями и сербским золотым орденом, и с еще более окрепшим желанием стать по-настоящему русским. "Если во Франции со мной произошло офранцужение, то почему же в России не произойдет обрусение?..- Пишет он критику Владимиру Стасову. - Кто знает, быть может, я теперь стану на более прямой и твердый путь?.."

Выставка Василия Поленова в Третьяковской галерее

Первая остановка на этом пути - этюд будущего "Московского дворика", где в красках русская мечта - мир, укоренившийся быт, церковь, дети.

И ничего лишнего.

А потом опять война, Русско-Турецкая, он прошел ее уже художником при штабе своего друга, цесаревича Александра Александровича, будущий император командовал Рущукским отрядом. Письма художника с болгарского фронта - не для слабонервных, там и разорванные тела, и замерзшие насмерть солдаты, и горы трупов, а рядом с рассуждением о красоте войны звучит вселенская жалость: "Бедное человечество! Когда-то ты перестанешь страдать? Или никогда?" Поленов хорошо изучал историю и культуру, и знал ответы на свои вопросы.

Отсюда смыслы его послевоенной жизни - давать радость и счастье людям. И одной живописи для этого Поленову было мало.

Не покладая рук он трудится в Секции содействия фабричным и деревенским театрам, создает эскизы для упрощенных типовых декораций, сам пишет пьесы и даже ставит их. В 1915 году по проекту Поленова был построен дом театрального просвещения, который его именем вскоре и назовут. По сути, это прообраз театральных кружков и домов культуры - здесь можно было репетировать, брать костюмы, пользоваться библиотекой, и разумеется давать представления.

Работы художника Василия Поленова (1844-1927)

Но по-настоящему, как строитель и просветитель Василий Дмитриевич развернулся на высоком берегу Оки напротив Тарусы, здесь художник "написал" свой главный пейзаж, с усадьбой Борок, с Троицкой церковью, с Аббатством, с дамбой, с высаженными лесами и аллеями, с двумя школами, наконец, с Большим домом, который сразу задумывался не только как семейное гнездо, но и как музей, Василий Дмитриевич водил здесь экскурсии для бедняков и молодежи.

И все это - своими руками, по своим чертежам, на собственные деньги. Своим топориком, с которым, как потом еще долго вспоминали местные, он никогда не расставался. А история с диорамой? Уже глубоким стариком Василий Дмитриевич несколько лет корпит над ящиком, который показывает картинки со всего мира, и затем лично ездит со своей "кругосветкой" по окрестным школам и деревням, объясняет друзьям, которые все никак не привыкнут к его чудачествам: "Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего кроме трактира. С тоски можно умереть. И вдруг кругосветное путешествие!".

Но интеллигенты его так и не поймут, Леонид Пастернак на смерть коллеги скажет красиво, но не точно: "Он был единственный в полном и лучшем, не одиозном смысле слова джентльмен-европеец и аристократ". Куда точнее выразится близкий друг художника, преподаватель Леонид Кандауров: "его величество работник Василий Дмитриевич".

Лучшей подписи к портрету Поленова не придумать.

В музее-заповеднике Поленово к юбилею художника открылась выставка "Василий Поленов - универсальный человек". Живопись, графика, фотографии, архитектурные проекты мастера - все говорит о том, что Василий Дмитриевич был не только художником. "Я люблю все искусства, все они мне дороги, архитектурой я занимался, поэзией и скульптурой наслаждался, а живописью и музыкой я живу", - так написал он в одном из писем. Выставка задумана как большой межмузейный проект и будет последовательно проходить на двух площадках: в выставочном зале Фахверк в Поленово и Поленовской даче в Абрамцево, где он участвовал в создании церкви. На берегу Оки выставка работает до 20 июня.

/ музей-заповедник В.Д. Поленова
Прямая речь

Наталья Поленова, правнучка художника, директор музея-заповедника В.Д. Поленова":

Мы планируем на 180-летие, минимум, два крупных проекта. Один из них - монографическая выставка Василия Поленова в Русском музее. Поленов вернется в Санкт-Петербург, в родной для него город. Выставка пройдет с августа по ноябрь в Корпусе Бенуа.

Второй проект связан с музеем-заповедником "Гатчина". В том же Русском музее есть малоизвестная поленовская работа - "Командующий Рущукским редутом или Наследник в ставке". На ней изображен Александр III, с которым Поленов был знаком с детства. Директор Гатчинского музея-заповедника Василий Панкратов выдвинул оригинальную идею устроить выставку, посвященную взаимоотношениям императора с художником. Это история длиною в жизнь: начиная с детства, где они играли на одной детской площадке, через Балканскую войну и историю покупки государем поленовского полотна "Христос и Грешница". Именно на эти средства и была построена на Оке усадьба. Выставка обещает быть чрезвычайно интересной из-за большого количества малоизвестного материала.

Планируем мы и зарубежный проект. Моя мечта, чтобы Поленов вернулся не только в Санкт-Петербург, но и на Святую Землю, которую любил и которую много писал. Вместе с Россотрудничеством мы готовим выставку в Египте. Так что в юбилейном году имя Поленова будет звучать в полную силу!

Живопись