Поставки нашего газа в ЕС транзитом через Украину также сохраняются на близком к максимально возможному сейчас уровню, выше 40 млн кубометров в сутки. И это происходит на фоне обсуждения в ЕС полного запрета или частичных ограничений импорта сжиженного природного газа (СПГ) из России, а также ожиданий прекращения поставок через Украину с начала 2025 года. В декабре истекает контракт на транзит нашего газа в Европу по территории Украины, и продлять его не собираются. Но пока поставки идут.
Страны Южной и Центральной Европы, продолжающие импортировать наш газ, активно заполняют им подземные хранилища газа (ПХГ). По данным Gas Infrastructure Europe (GIE), наихудшая ситуация с заполнением ПХГ сейчас именно в странах, которые не покупают российский газ либо делают это через посредников. Ниже, чем на 60%, ПХГ заполнены в Бельгии, Хорватии, Польше, Латвии, Болгарии, Франции и Дании.
Но речь не идет о смене вектора европейской политики в отношении импорта нашего газа. Скорее здесь мы видим, как европейские компании воспользовались смещением общественного внимания на российский СПГ и учли конъюнктуру рынка, благоприятную для нашего трубопроводного газа.
Как отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, Европа импортирует российский газ по максимуму (от имеющихся возможностей) уже много месяцев. При этом импорт СПГ снижается. В прошлом месяце на рынок ЕС через регазификационные терминалы поступило всего 9 млрд кубометров. Меньше было аж в феврале 2022 года. ПХГ они заполняют медленнее, чем в прошлом году. А цены на рынке, наоборот, выросли с марта почти на треть.
Действительно биржевые цены на газ в феврале и марте падали в Европе до уровня начала 2021 года, ниже 250 долларов за тысячу кубометров. И это все равно оставалось достаточно дорого. Приемлемой ценой газа в ЕС до середины 2021 года считался уровень не выше 150-180 долларов за тысячу кубометров. К тому же снижение оказалось временным, уже в апреле цены вернулись к отметкам выше 300 долларов.
По мнению директора по исследованиям компании "Имплемента" Марии Беловой, рост импорта российского газа объясняется сезонным увеличением спроса на газ в Европе, а также ценовой привлекательностью российских поставок. Кроме того, произошло сокращение импорта СПГ регионом на фоне усиления конкуренции за объемы со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Что же касается отказа от российского газа, такая цель на уровне стран Евросоюза поставлена к 2027 года, пока же в рамках нового пакета санкций обсуждается только запрет на импорт СПГ.
При этом, несмотря на взорванные "Северные потоки", остановленный газопровод "Ямал-Европа" и проблемы с транзитом через Украину, импорт российского газа остается одним из самых легкодоступных способов для Европы получить "голубое топливо". С ним могут поспорить, наверное, только поставки из Норвегии и Алжира.
Американский СПГ сильно зависит от конъюнктуры рынка, проще говоря, едет туда, где больше платят. А сейчас спрос на газ в АТР на фоне сильной жары растет, соответственно, и поставки сюда более выгодны. Производителям сжиженного газа в Катаре и Австралии также интереснее возить свой товар в страны АТР и Южной Америки. Кроме того, учитывая обстановку в Красном море, стоимость транспортировки их СПГ в Европу в обход Африки, возрастает почти в два раза.
Поставки газа из Азербайджана ограничены, с одной стороны, мощностями добычи, которые растут весьма медленно, а с другой - газопроводной инфраструктурой в Европу - Трансадриатическим газопроводом (TAP). Его собираются расширять (к 2027 году с 11 до 20 млрд кубометров, и есть планы по дальнейшему наращиванию мощности прокачки газа), но в возможностях Азербайджана его заполнить, возникают вполне обоснованные сомнения. И тогда, как вариант, в TAP может прийти российский газ, хотя бы и виртуально.
Белова считает, что увеличение поставок российского газа через TAP возможно в рамках своповых операций с Азербайджаном. Когда дополнительные объемы газа из России будут потребляться в Азербайджане и высвобождать ресурсы газа в этой стране для экспорта в Европу. В этом случае даже не потребуется расширение ТАР сверх запланированной мощности. Схожее мнение у Гривача. По его словам, это вполне возможно, так как, вероятно, у Азербайджана не хватит ресурсов для заполнения трубы в целом после ее расширения до 20 млрд кубометров в год. Так что, вероятно, будет происходить своп в Турции. Впрочем, в некотором смысле он уже происходит на протяжении нескольких лет, просто в более скромных объемах.
Здесь также можно вспомнить, что Турция активно работает над созданием на своей территории газового хаба (виртуальной и физической точки торговли газом). Для того чтобы хаб стал ликвидным, необходимы достаточные реальные объемы газа, продаваемые через него. Быстро достичь таких объемов возможно лишь за счет поставок из нашей страны, для этого в Турции уже есть инфраструктура, а в России достаточная и уже разрабатываемая ресурсная база.