В понедельник индекс Мосбиржи опустился до минимальной с начала января 2024 года отметки - 3087,99 пункта. Днем во вторник индексу все же удалось немного подрасти: он торговался близко к отметке 3200 пунктов, следует из данных Мосбиржи. Однако до рекордов, причем достигнутых совсем недавно, ему еще далеко. Так, всего лишь еще в середине мая индекс Мосбиржи превышал 3500 пунктов, чего не было с февраля 2022 года.
Причин распродаж оказалось много, и все они навалились в один момент. Отсюда и такая масштабная и быстрая коррекция, в моменте перерастающая чуть ли не в биржевую панику. Высокие процентные ставки и перспектива повышения ключевой ставки в ближайшее время - основные предпосылки текущей коррекции на рынке акций, считает аналитик "Цифра брокер" Наталия Пырьева.
"Свою роль сыграли также укрепление рубля и отказ некоторых эмитентов от выплаты дивидендов. В частности, приняли решение о невыплате дивидендов такие компании, как "Газпром", ВТБ, Русал, "Полюс", ТКС, "Юнипро" и другие, что, очевидно, сказалось и на эмоциональной составляющей на рынке", - отмечает эксперт.
Кроме того, на распродажи повлияли обострение и без того жесткой геополитики и угроза очередных санкций, добавляет эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Михаил Зельцер. "Даже крепкий рубль стал негативно влиять на прибыль экспортеров и снижать сентимент в их акциях. Наложился и эффект усталости от многомесячного ралли на рынке без коррекций, когда "физики" занимают сверхрисковые позиции в кредит, желая заработать как можно быстрее и больше. Но на фоне распродаж убыток превышает предельно допустимый лимит потерь, и им приходится продавать бумаги по рынку, что еще больше усиливает давление", - отмечает он.
Но что дальше? Лето - это пора, когда на фондовом рынке может быть небольшой штиль или, как говорят инвесторы, будет отсутствовать выраженная динамика, рассказывает директор по инвестициям УК "Первая" Андрей Русецкий. По его мнению, после заседания Банка России по ключевой ставке 7 июня волатильность может снизиться. "И на рынки вернутся покупатели в том числе на фоне притока новых денег от выплаченных дивидендов, которые частично вернутся на рынки и поддержат котировки акций. Также не исключен рост нефтяных котировок", - допускает Русецкий.
По мнению Пырьевой, нынешний спад можно рассматривать и в качестве полезной коррекции, которая не даст рынку перегреться. "В перспективе нескольких месяцев индексы вполне могут вернуться на траекторию роста, потенциал которого мы оцениваем на уровне 3600 пунктов по индексу Мосбиржи", - прогнозирует она.
Однако сейчас на рынке пока все же коррекция. А любая коррекция, тем более сильная, - это время возможностей сформировать или пополнить портфели бумаг с большими скидками под перспективу восстановления рынка и высокой долгосрочной доходности. "В моменте эмоции переполняют, но статистически такие провалы закрываются за полгода, и это, вероятно, будет даже интереснее краткосрочных вкладов под временно повышенный процент", - допускает Зельцер.
По мнению Русецкого, прежде всего стоит рассмотреть вложения в дивидендные акции, по которым со временем доходность на вложенный капитал будет только расти.
В целом стоит обратить внимание на акции компаний с невысокой долговой нагрузкой и устойчивыми темпами роста, которые выигрывают в условиях высоких ставок, полагает Пырьева. "Сюда же можно отнести представителей технологической отрасли, которые кроме низкой долговой нагрузки и высоких темпов роста характеризуются еще и способностью генерировать доходы вне зависимости от стадий экономического цикла", - добавляет она.
Причем по сути особых подводных камней у такой стратегии нет, если она не спекулятивная и не краткосрочная, поскольку рынок может просесть от достигнутых уровней еще больше, отмечает Пырьева. "Для того чтобы сформировать сбалансированный портфель, инвестор может поступить следующим образом: включить в него 40% акций и 60% инструменты фиксированного дохода с короткой дюрацией и/или облигации с плавающей ставкой", - советует аналитик.
Главное с покупками акций - не пренебрегать риск-менеджментом, не заигрывать с заемными средствами, а брать на свои и использовать защитные стоп-заявки, резюмирует Зельцер.