В 2015 году вместе с институтом банкротства граждан введена и новая реабилитационная процедура - реструктуризация долгов, которая так и не получила широкого распространения. В 2023 году план реструктуризации утвержден лишь в 675 из 350 тысяч банкротств граждан.
Реструктуризация предполагает полное погашение задолженности перед кредиторами на основании графика сроком до пяти лет. Должник, кредиторы и финансовый управляющий вправе представить суду план реструктуризации, в котором можно предусмотреть, например, отказ от штрафов и неустоек. Если задолженность погашена, то должник не считается банкротом, поэтому преимущество заключается в отсутствии последствий признания банкротом, в том числе и в сохранении имущества.
В западных юрисдикциях институт реструктуризации активно применяется и позволяет тысячам должников восстановить свою платежеспособность приблизительно в 13 процентах случаев банкротств, однако в России такое происходит менее чем в одном проценте дел, несмотря на формальную обязательность процедуры.
Для заинтересованности в таком механизме планы сторон должны быть направлены на годы вперед, чему способствует стабильность оборота, в том числе ключевая ставка и низкая инфляция, однако сейчас участники рынка планируют деятельность на два-три года.
Подавляющее большинство граждан сами просят суд принять решение о признании их банкротом, минуя процедуру реструктуризации, так как главной задачей должника является скорейшее списание долгов и начало жизни с чистого листа. Однако реструктуризация фактически затягивает до пяти лет переходный период, в течение которого должник претерпевает значительные ограничения. Например, без согласия управляющего он не может совершать сделки более чем на 50 тысяч рублей. При этом кредиторы могут решить отменить план реструктуризации в случае повторной просрочки.
План реструктуризации должен быть одобрен собранием кредиторов. Однако многие кредиторы считают, что в реструктуризации должник будет не погашать задолженность, а пытаться сокрыть имущество. Часто должники перед банкротством передают свои активы третьим лицам, поэтому кредиторам выгоднее перейти к реализации имущества и оспорить такие сделки.
Более того, кредиторами являются банки, в отношении которых введены строгие правила об обязательных резервах, поэтому им выгоднее реализовать требование коллекторам, работа которых поставлена на поток и заключается в скорейшем получении прибыли для покупки все новых требований.
Финансовым управляющим выгоднее перейти к процедуре реализации имущества и получить семь процентов от выручки при продаже имущества на торгах.
Вознаграждение управляющего за процедуру составляет всего 25 тысяч рублей, что явно несоразмерно принятым на несколько лет обязательствам. При этом вознаграждение в семь процентов от удовлетворенных должником требований зависит уже не только от его действий, но и от должника.
Таким образом, основные участники банкротства стараются идти по пути наименьшего сопротивления и предпочитают синицу в руках маловероятному журавлю через несколько лет.