Свой первый рейс "Антей" уже завершил. В российский эксклав он привез более 40 единиц техники - это различные сельскохозяйственные и строительные машины, грузовики с оборудованием и легковушки. Из Ленинградской области в Калининград паром пришел за 38 часов, что в целом весьма быстро.
Если говорить о мощностях, то при максимальной загрузке судно способно вместить более 90 еврофур: 44 автопоезда на нижней палубе и около 50 - на верхней. Однако главная особенность "Антея" не в этом. Новый паром сможет перевезти примерно 150 пассажиров за один рейс. Раньше курсирующие по калининградской морской линии суда "Балтийск", "Амбал", "Маршал Рокоссовский" и "Генерал Черняховский" могли взять на борт до 12 человек. Теперь те же дальнобойщики могут забронировать себе место на судне, которое перевозит фуру, а не лететь за ним на самолете в Санкт-Петербург.
Всего на пароме для пассажирских перевозок предусмотрели 59 кают. На борту также работают ресторан и детская комната. При желании такую поездку можно рассматривать как туристическую, однако не стоит забывать, что основное предназначение "Антея" - грузовые перевозки. В месяц он будет совершать до шести кругорейсов. Ледовый класс позволит парому работать круглый год.
- Постановка нового судна на железнодорожную паромную переправу - знаковое событие для региона. Два года назад линию "Усть-Луга - Балтийск" усилили двумя паромами, построенными в рамках реализации плана обеспечения транспортной доступности Калининградской области. Теперь им на помощь пришел "Антей". Эти суда позволят нам дальше развивать направление морских перевозок и снабжать эксклав необходимыми грузами. Всего Калининградскую область с основной частью России сегодня связывают около 25 судов, - рассказал заместитель председателя правительства региона Александр Рольбинов.
В целом постановку на линию нового парома эксперты оценили положительно. Вопросы пока возникают к стоимости перевозки, которая продолжает оставаться высокой. Так, например, доставка легкового автомобиля обойдется примерно в 53 тысячи рублей в один конец. Для грузовой фуры цена в среднем в три раза выше и составляет около 150 тысяч рублей.
- Паром, конечно, облегчит жизнь перевозчикам, но вряд ли здесь можно говорить о значительной экономии. Речь идет скорее о сокращении времени доставки. Достаточно сравнить цены. Доставка фуры из Калининграда в "большую" Россию и обратно обойдется примерно в 300-350 тысяч рублей с учетом дополнительных портовых услуг. Примерно за эти же деньги можно заказать контейнер, - подчеркнул финансовый аналитик Артур Поляков. - Стоимость пассажирских перевозок тоже колеблется от 6 до 12 тысяч рублей в один конец, в зависимости от количества мест в каютах, что аналогично покупке билета на самолет. Таким образом, у предпринимателей и жителей региона появляется больше логистических опций, что однозначно хорошо. Растут провозные мощности, но цены остаются примерно на одном уровне.
Оператор морской линии "Усть-Луга - Балтийск" сообщил, что ее работа с приходом "Антея" не изменится: судно просто грамотно впишут в уже существующее расписание. Схема "одного кона" также сохранится для всех судов.
Единственное, что портит общую картину, - существующие проблемы с субсидированием морских грузовых перевозок на калининградском направлении. Росморпорт временно прекратил оказывать логистические услуги по льготной тарифной ставке. Все дело - в нехватке финансирования. По словам руководителя калининградского управления ведомства, субсидированные перевозки возобновят после выделения дополнительных лимитов из федерального бюджета.
Утвержденный предел для Калининградской области составляет 1,8 миллиарда рублей. После сбора заявок от перевозчиков Росморпорт запросил у федерального центра 1,6 миллиарда рублей, однако пока региону перечислили чуть больше 152 миллионов рублей. По этой причине довести утвержденную субсидию в полном объеме до морских перевозчиков, участвующих в программе, пока невозможно.
В федеральном правительстве подчеркнули, что о проблеме знают и будут ее решать. Более того, даже утвержденного лимита в 1,8 миллиарда рублей может не хватить, поскольку спрос значительно превышает предложение. Такой вывод сделали исходя из показателей прошлого года, когда востребованный объем субсидий перешагнул отметку в два миллиарда рублей. Власти пообещали в течение года выделять дополнительные средства на субсидирование калининградского морского направления, если у бизнеса возникнет такая потребность.