Lada Iskra построена на доставшейся АвтоВАЗу от Renault глобальной платформе CMF-B, которая подвергалась реинжинирингу и стала технологически независимой. В ходе проектирования была полностью локализована электронная инфраструктура модели, появилось около 400 новых деталей. О масштабности проекта говорит и объем вложенных в него инвестиций, который составил 23 млрд руб.
Работа над новинкой продолжается и сейчас: на финальной стадии находится отладка производства, доводка и настройка всех систем автомобиля. На АвтоВАЗе рассчитывают завершить эту работу до конца года, а в начале 2025 года запустить серийное производство Lada Iskra в Тольятти.
В модельном ряду Lada новая Iskra займет место между бюджетной Granta и флагманской Vesta, при этом в среднесрочной перспективе она должна полностью заменить "Гранту". Согласно данным АвтоВАЗа, Lada Granta занимает 46% в общем объеме реализации предприятия по итогам пяти месяцев 2024 года, на "Весту" приходится 29%, оставшуюся долю поделили между собой внедорожники Niva Legend и Niva Travel. Однако с возвращением на рынок Lada Largus в июне структура продаж АвтоВАЗа претерпит некоторые изменения.
Как считает руководитель отдела маркетинга и PR ГК "БорисХоф" Аркадий Григорьев, на этапе запуска в производство и старта продаж Lada Iskra будет спозиционирована на ступень выше Lada Granta, чтобы минимизировать внутреннюю конкуренцию между двумя доступными моделями с учетом эффекта новизны и дополнительных преимуществ нового продукта. Можно ожидать начальную стоимость около 800 тыс. руб. или чуть выше.
"Однако с учетом традиционной практики выпуска на старте более богатых комплектаций реальный диапазон цен может составить от 900 тыс. до 1,2 млн руб. В этом случае новинка наверняка будет приближаться по своей стоимости к начальным исполнениям Lada Vesta и в определенной степени даже конкурировать с ними. В дальнейшем Lada Iskra будет бороться за потребительское внимание, разумеется, с Lada Granta, постепенно замещая ее за счет более доступных и упрощенных комплектаций. Новая платформа и более современное оснащение семейства Iskra будет выглядеть явным преимуществом в глазах покупателей. В перспективе реальный объем замещения Lada Granta и небольшой доли Lada Vesta на рынке может составить порядка 15-20 тыс. автомобилей ежемесячно", - говорит Григорьев.
По мнению коммерческого директора сети дилерских центров "Прагматика" Александра Шапринского, "Искра" должна стать одним из драйверов продаж АвтоВАЗа, ее доля в модельном ряду Lada составит не менее 25%.
Внешне Lada Iskra представляет собой новое прочтение фирменного "Икс-дизайна" марки, которое отражает светотехника с икс-образными контурами, а также характерные подштамповки на боковинах кузова.
В линейку нового семейства будут входить седан, универсал и универсал повышенной проходимости в версии Cross. Lada Iskra получит три разновидности силовых агрегатов: базовый двигатель 1,6 л 90 л.с., агрегатированный с 5-ступенчатой механической коробкой передач, мотор объемом 1,6 л мощностью 106 л.с. с 6-ступенчатой МКПП или автоматической трансмиссией.
Как прогнозирует Григорьев, наиболее вероятно, порядка 60-70% всего объема продаж Lada Iskra придется на седан как самое доступное предложение. Оставшиеся 30-40% могут равномерно распределить между собой универсал SW и кросс-универсал SW Cross.
"В разрезе внешней конкуренции Lada Iskra будет испытывать определенное давление лишь со стороны вторичного рынка и представленных на нем распространенных массовых моделей с пробегом - например Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo. Что касается гипотетической конкуренции в сегменте новых автомобилей, в том числе моделей из Китая, то она будет минимальной. Практически все представленные в эконом-сегменте модели сегодня находятся в более высокой ценовой нише", - резюмирует Григорьев.
Безусловно, Lada Iskra стала главной автомобильной премьерой ПМЭФ-2024, однако в рамках форума АвтоВАЗ представил еще несколько своих новинок. Среди них стоит отметить концепт-кар электрического внедорожника Lada e-Niva Travel, который получил две литий-никелиевые батареи емкостью 34 кВт и способен проезжать на одном заряде до 175 км. Как заявляют на АвтоВАЗе, электрическая "Нива" создана для демонстрации технологий и инженерного мастерства компании. Это может означать, что о перспективах серийного производства Lada e-Niva Travel речь не идет, по крайней мере пока.
А вот электромобиль Lada e-Largus, чей предсерийный образец также представлен на ПМЭФ-2024, встанет на конвейер завода "Лада-Ижевск" уже осенью этого года. Планируется, что в семействе Lada e-Largus будут пассажирские и коммерческие универсалы, которые, в свою очередь, будут иметь модификации с разными батареями и разной грузоподъемностью.