05.06.2024 19:05
Мурманская область

Региональные власти введут новые меры против нелегального турбизнеса

Текст:  Алексей Михайлов (Мурманская область)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №120 (9362)
Сотрудники комитета по туризму Мурманской области получат дополнительные контрольные функции, которые позволят им эффективнее бороться с нелегальным туризмом. Об этом рассказал председатель комитета Александр Елисеев на круглом столе, посвященном развитию этой отрасли в Заполярье, который был организован в Мурманске "Российской газетой". В региональное законодательство будут внесены поправки, которые позволят сотрудникам комитета делать "контрольные закупки" - в частности, заказывать экскурсии и проверять, имеют ли проводящие их гиды аттестацию в регионе.
В Петербурге, где туристов значительно больше, работу экскурсоводов также никто не контролирует / Алексей Стригин / РГ
Читать на сайте RG.RU

В последние годы турпоток в регионе растет огромными темпами. По данным областной администрации, за 2023 год регион посетили около 670 тысяч туристов - на 20 процентов больше, чем в 2022 году. Но вместе с этим также обостряется проблема "серых" туроператоров, которые не платят налоги, не отвечают за безопасность своих клиентов, не обладают необходимыми знаниями о местах, по которым проводят экскурсии.

Наиболее яркий пример этому - поморское село Териберка, которое в год посещают не менее 50 тысяч туристов. Как ранее сообщил "Российской газете" Александр Лихолат, глава администрации Кольского района, в состав которого входит это село, доход местного бюджета Териберки в год составляет лишь несколько миллионов рублей.

Еще одна проблема - нелегальные гиды-иностранцы, которые привозят в Мурманскую область туристов из Китая и стран Юго-Восточной Азии и также проходят мимо бюджета региона. Как правило, эти туристические группы прибывают в Заполярье автобусами из Санкт-Петербурга, и далеко не у всех, кто их возит, есть лицензия на пассажироперевозки. Не менее 90 процентов групп, которые приезжают сюда на своих автобусах, не пользуются услугами региональных туроператоров, а привлекают гида, например, с сайтов частных объявлений. О том, насколько хорошо они знают регион, можно только догадываться.

Бывает, что гости из КНР едут полюбоваться арктическими пейзажами на арендованном транспорте, не имея ни малейшего представления, какие опасности могут подстерегать их в пути. Был случай, когда китайский турист с друзьями отправился зимой в Териберку, арендовав Land Cruiser на летней резине, и застрял на дороге в снежных заносах. Движение по дороге оказалось заблокированным. Образовалась пробка из более чем 30 автомобилей. Путем огромных усилий несколько водителей сумели сдвинуть Land Cruiser в сторону, освободить дорогу и выручить незадачливых путешественников.

ОНФ: Половина россиян жалуются на недостаток инфраструктуры для автотуризма

- С 1 июня у комитета появились полномочия по контролю экскурсионного обслуживания гидов. Это первый шаг к тому, чтобы мы имели возможность проверять, легально или нелегально работает тот или иной представитель этого бизнеса, - подчеркнул Александр Елисеев. - Напомню: гиды, проводящие экскурсии по региону, должны быть аттестованы именно на территории Мурманской области.

Помимо этого, многие туроператоры региона заключили соглашение об электронной визе с Китаем и Ираном. Благодаря соглашению они являются первой стороной, которая встречает иностранных туристов, прилетающих в Москву или Санкт-Петербург, чтобы затем отправиться в Мурманскую область. Но, как показала практика, многие гости из Поднебесной добираются в регион не в составе организованных групп, а самостоятельно, пользуясь услугами сайтов-агрегаторов и "живущих" на них гидов-нелегалов. По мнению Александра Елисеева, региональные туроператоры не должны связываться с туристами, приезжающими вне соглашения. С этим согласны и сами представители отрасли. Как осуществить это технически - пока вопрос открытый.

За 2023 год Мурманскую область посетили около 670 тысяч туристов - на 20 процентов больше, чем в 2022-м

Еще одна мера против нелегалов - рейды ГАИ с участием сотрудников регионального комитета по туризму, в ходе которых проверяются туристические автобусы. Проводятся такие рейды, по словам главы комитета, не реже двух раз в год. Как правило, во время каждой подобной проверки выявляются нарушения и назначаются штрафы.

Кабмин: 7 регионов получат дополнительно 4,4 млрд рублей на развитие туризма

Однако над эффективным механизмом контроля еще предстоит немало поработать. По словам генерального директора компании "Радуга Севера" Елены Медведевой, бывают случаи, когда перевозчик-нелегал, пойманный во время рейда, спокойно платит штраф и едет дальше вместе с пассажирами. Какой же тогда смысл в наказании? Вызывает вопросы и частота рейдов - при нынешнем количестве туристов, едущих на Кольский полуостров, двух раз в год явно недостаточно.

- Если речь идет о безопасности людей, то это, скорее, компетенция ГАИ, - прокомментировал Александр Елисеев. - Если существует угроза их жизни и здоровью, то я уверен, что такое транспортное средство будет остановлено, эвакуировано, а люди будут пересажены на другой транспорт. Каждый должен заниматься своим делом. Мы участвуем в качестве инициирующей стороны, но не проверяем документы и не выписываем штрафы.

Необходимо что-то делать и с самими агрегаторами, где нелегалы чувствуют себя вполне вольготно. Представления, как прикрыть подобные площадки, сегодня нет, да и вряд ли это возможно, поскольку они существуют не только в России, но и за рубежом. Комитет по туризму Мурманской области намерен отстаивать вариант интернет-ресурсов, где будет присутствовать только легальный бизнес, и широко их рекламировать их как площадки, где можно получить по-настоящему качественные услуги. В Мурманской области такая площадка уже есть - это региональный туристический портал.

Турбизнес рассчитывает на федеральный закон об электронных путевках, который вступает в силу 1 сентября, после которого часть нелегального туризма с большой вероятностью легализуется, подчеркнула Елена Медведева. Крупный бизнес выступает целиком и полностью за это нововведение. Однако и здесь есть вероятный подводный камень. Платформа для работы с электронными путевками, которую должен иметь каждый туроператор, стоит около 100 тысяч рублей. Понадобится набрать и дополнительных работников, которые будут работать с электронными путевками. Для мелкого бизнеса эти расходы могут оказаться не под силу. Однако, судя по всему, иного варианта не остается. Этот механизм позволит полностью отследить всю историю путевки - а значит, в конечном счете легализовать значительную долю турпотока, которая принесет легальным компаниям и предпринимателям дополнительный доход.

Мурманская область