29 процентов желающих уехать - это огромный показатель, существенно больший, чем в других населенных пунктах, подчеркнул социолог. Он свидетельствует о сегодняшней неустроенности жителей малых городов, их неверии в перспективы, недофинансировании. При этом, как правило, о планах мигрировать заявляют не пенсионеры и относительно обеспеченные люди, а молодежь, только-только получившая образование или продолжающая учебу. При этом зарплата играет для молодого поколения отнюдь не первую роль. Как показывают исследования, первостепенное значение для молодежи имеют перспективы проявить себя и развить собственные таланты, хотя, безусловно, деньги для них тоже важны.
По словам президента АНО "Креативная экономика" Марины Абрамовой, для сохранения малых городов крайне важна роль креативного класса, но муниципальные чиновники, как правило, этого не видят.
- Сегодня чиновники решают проблемы других слоев населения. Речь идет о расселении ветхого жилья, благоустройстве городской среды, строительстве парков и набережных. Безусловно, это очень важно и нужно. Но мало кто задается вопросом: кто будет ходить по этим набережным, кто будет организовывать там малый бизнес? Когда мы задаем вопрос губернаторам о причинах оттока молодежи, то часто слышим в ответ, что "в соседнем регионе они могут заработать больше". А представитель креативного класса обычно отвечает: "Нет, там просто круче. Там классные сообщества, в которых я себя чувствую, как рыба в воде, а здесь мне некомфортно", - говорит эксперт.
Развитие малых городов - вопрос экономического выживания страны, поскольку в них проживают около 70 миллионов человек, добавил директор по развитию городской среды ДОМ.РФ Антон Финогенов. Учитывая серьезные демографические проблемы и острый дефицит кадров, этот ресурс крайне важно использовать в интересах России. Объективная реальность говорит, что доля населения, занятого в промышленности и госуправлении, способна вырасти с нынешних 20 максимум до 40 процентов. В частности, крупным индустриальным и логистическим проектам в базовых секторах экономики сегодня нужно в 2-3, а то и в 10 раз меньше сотрудников, чем это было 20-30 лет назад. Это говорит о высоком потенциале роста числа занятых в креативной индустрии. Даже в небольшом промышленном городе люди хотят приходить не в столовую, а в кафе с красивым дизайном и вкусными блюдами, приводить детей в современную библиотеку, где они смогут узнать больше интересного, и это перечисление может быть бесконечным.
- Когда мы создаем систему скоростных автомобильных и железных дорог, зона влияния туристических кластеров захватывает 70-80 процентов плотно заселенной территории, поскольку людям становится легко туда доехать. И это вновь дает огромный экономический эффект. В радиусе от 200 до 500 километров от крупнейших мегаполисов у малых городов есть очень серьезный потенциал, и государству следует расширить для них меры поддержки, в том числе налоговые послабления, - отмечает Антон Финогенов.
В критерии развития малых городов предлагается включить креативные индустрии, которые должны развиваться в каждом населенном пункте. Основная задача - соединить проекты развития городской среды и креативных индустрий в едином пространстве. Это должно учитываться в мастер-планах развития малых городов, подчеркнула заместитель директора департамента стратегических проектов Минстроя РФ Юлия Талалайкина.