Владимир Владимирович, на форуме в эти дни собрались представители около 140 стран. Много сессий посвящено высшей школе. Почему важно на экономическом форуме обсуждать проблемы высшего образования?
Владимир Миклушевский: Одна из ключевых задач, которая стоит сейчас перед страной и широко обсуждается на ПМЭФ - технологический суверенитет. Достичь его невозможно без квалифицированных кадров и, прежде всего, без инженеров высокого уровня. Все это понимают, и сегодня подготовка кадров становится темой номер один не только на ПМЭФ, но и на всех подобного рода площадках и мероприятиях.
Нам сегодня нужно большое количество специалистов в области искусственного интеллекта для того, чтобы достичь всех задач, которые поставил президент, но одна из важнейших задач -подготовка преподавателей, которые будут этих специалистов учить.
Что сегодня самое главное для инженерного образования?
Владимир Миклушевский: Один из главных вопросов, который сейчас волнует всех работодателей - практика и образование, ориентированное на практику. Это, в том числе, заложено в новой системе высшего образования, которую запускает Минобрнауки. Обсуждается, что на уровне высшего образования большая доля времени может быть посвящена длительной практике на предприятиях - до года, например, в последний год обучения.
Для нашего университета - это уже работающая история. Я сам заканчивал Московский институт стали и сплавов, и во время обучения было несколько практик: работал аппаратчиком каскада, потом инженерная практика, преддипломная. Это были полноценные практики, которые и позволили нам стать тогда настоящими специалистами. А если вы хотите подготовить человека для конкретного предприятия, то это возможно только в одном случае: если вы с этим предприятием имеете тесные связи, и студенты идут именно туда на практику.
А с какого курса можно уже идти работать?
Владимир Миклушевский: Мы считаем, что с третьего курса это уже реально. Первые два курса - это все-таки некие базовые вещи, естественно научный блок. Хотя мы в Московском Политехе используем так называемый перевернутый учебный план. Проектная работа, которая, по сути, уже является практикой, начинается у нас с первого курса. У студентов в плане есть обязательный предмет "проектная деятельность". Суть в том, что так ребята соприкасаются с профессией через проект с участием индустриальных партнеров вуза. Понятно, что на первом курсе проекты простые, учебные. Но уже с третьего курса студенты они вполне готовы для того, чтобы начинать работать на предприятиях.
ПМЭФ 2024 в Санкт-Петербурге