"Рассмотрим ситуацию. Прокуратура вынесла гражданину предостережение о недопустимости нарушения закона из-за его активности в Instagram после признания компании Meta (владельца этой соцсети) экстремистской организацией на территории РФ. Районный суд отказал в удовлетворении иска об отмене предостережения.
Размещение материалов в запрещенной соцсети расценено как "содействие экстремистской деятельности" по смыслу закона "О противодействии экстремизму". Апелляционная инстанция оставила решение в силе. И здесь наступил поистине беспрецедентный прецедент в российской правовой практике. В определении разъяснено, что под "вовлечением в экстремистскую деятельность" (ч.1.1 ст. 282.2 УК РФ) понимаются в том числе призывы подписаться, реклама аккаунтов в запрещенных соцсетях", - уточнил юрист.
Фактически сформировалась совершенно новая и ранее не встречавшаяся правоприменительная практика, отметил он. С одной стороны, сам факт пользования запрещенной соцсетью не образует состава правонарушения. "Однако реклама своего аккаунта, призывы подписываться могут быть восприняты как вовлечение других лиц и будут квалифицироваться как уголовно наказуемые", - пояснил Илья Русяев.