Музыкальным "аперитивом" к гениальной опере эпохи барокко, написанной "британским Орфеем" на либретто Наума Тейта по четвертой книге Вергилия "Энеида", стали два фестивальных вечера - большой хоровой концерт "Путь барокко" и выступление приглашенного из Москвы ансамбля Филиппа Ноделя Les Moscovites.
Нельзя не отметить, что Оперный театр в Астрахани, ведомый недавно образованным творческим тандемом руководителей - маститого дирижера Валерия Воронина и молодого режиссера Алексея Смирнова, под занавес сезона уж точно заслужил звание "Прорыв сезона". Совсем недавно была показана премьера оперы Сергея Прокофьева "Любовь к трем апельсинам", а сразу следом родился фестиваль, у которого, учитывая современную моду на барочную музыку, что превращается в фанатскую любовь, есть все шансы стать заметным культурным событием не только прикаспийского региона, но и большего масштаба. "Дидона и Эней" этому начинанию - прекрасный камертон.
Хотя до сих пор доподлинно неизвестны ни время создания шедевра Перселла (от 1683 до 1689), ни обстоятельства его написания, отчего опера практически в каждой значимой постановке обретает неожиданные страницы партитуры в виде цитат из других произведений автора, а иногда и его канувших в Лету современников в придачу с самыми смелыми театральными решениями. Но всяческие экспериментальные модификации, часто отражающие только сиюминутность сегодняшнего дня, становятся лишь постаментом глубины для великой музыки, что проникает в самые сокровенные глубины человеческой души своей волнующей красотой и всегда актуальными темами: долг и предательство; родина и изгнанничество; любовь и роковая судьба; а в итоге: жизнь и смерть. Опера трансформирует историю мифа: Дидона и Эней - карфагенская царица, бежавшая в Ливию вместе с народом Тира, спасаясь от мести коварного брата, и Эней, сын богини Афродиты, уцелевший в горящей Трое и также оказавшийся в Карфагене. Опера повествует об их встрече, страсти и бегстве Энея от Дидоны...
Режиссер спектакля Алексей Смирнов рассказывает абсолютно актуальную историю, происходящую на каком-то фешенебельном курорте, где трагедию в дом вполне респектабельного семейства приносит развод титульных героев оперы. Надо отдать должное постановщикам, все придумано очень аккуратно, и сопротивление авторского материала практически не ощущается. Но тут же вспоминается, что нынешний год объявлен в России Годом семьи...
Хотя, конечно, такая концепция потребовала кардинального перераспределения ролей: теперь колдунья Афродита (Кира Кирилина) - очень колоритная особа - мать Энея (Андрей Шитиков) и злобная свекровь, ненавидящая свою невестку Дидону (вполне современную и деловую даму в исполнении Анны Радугиной), и впутывающая в свои интриги Аскания (тут это сын Энея от первого брака, роль которого сыграла юная Евдокия Черчинцева, получив все восторги умиления, что непременно причитаются ребенку, задействованному во взрослом спектакле), а служанка Белинда (Яна Павлова) становится адвокатом по бракоразводным процессам... В итоге сюжет получается совсем не мифологизированным и возвышенным, а бытовым и даже сериальным. Но очень близким современному человеку, и оттого хочется надеяться, достаточно поучительным, чтобы хватило чужих ошибок.
За дирижерским пультом оркестра, усиленного специально приглашенными музыкантами, стоял Евгений Кириллов, по инициативе которого в Астраханском театре и зазвучала старинная музыка. Камерная обстановка (и артисты, и публика расположились на сцене театра) только усиливала накал страстей и подчеркивала избыточную для барокко стилистическую свободу в музицировании, блуждающую где-то между академическим и даже джазовым исполнительством, что вполне естественно для первой, но, заметно, очень неравнодушной, а заинтересованной попытки.