Где-то минут через сорок после объявления первых результатов президент Эмманюэль Макрон, выступив в Елисейском дворце с обращением к нации, объявил о роспуске Национального собрания - нижней палаты парламента. "В ближайшее время я подпишу декрет о созыве новых парламентских выборов. Первый тур состоится 30 июня, а второй 7 июля", - заявил он. Макрон был мрачнее тучи. На нем был черный траурный костюм и галстук такого же цвета. Его можно было понять. Ведь за семь лет, что находится на пике власти в Пятой Республике, по его престижу и статусу французы не наносили столь зубодробительного удара. И, действительно, как и предсказывали накануне практически все национальные институты по изучению общественного мнения, евровыборы стали для нынешних правителей, и в первую очередь их предводителя, настоящей "Березиной", как еще с наполеоновских времен здесь называют "тотальный разгром". Их выдвиженцы получили лишь 14,4 процента голосов (на прошлых выборах в ЕП было 22,4 процента). Исторической победы добилась "Национальное объединение", партийный список которой возглавлял соратник Марин Ле Пен 28-летний политик родом с парижских окраин Жордан Барделла. За него проголосовали 34 процента избирателей.
Таким образом, французы продемонстрировали свое отношение к главе государства. С одной стороны, они хорошо помнят, как им навязывалась, к примеру, скандальная пенсионная реформа. С другой, им претит активная поддержка Макрона киевскому режиму в конфликте на Украине. Напомню, что три четверти французов выступают против отправки французских солдат на восток. Надо сказать, что выборы показали серьезный сдвиг Франции вправо. Ведь помимо Нацобъединения к этому политическому движению относятся еще одна партия. Это праворадикальная "Реконкет" ("Отвоевание") с Эриком Земмуром во главе (кстати, список на евровыборах возглавляла племянница Марин Ле Пен - Марион Марешаль), получившая 5,5 процента. Это не считая еще нескольких партий поменьше. То есть в совокупности получается около 40 процентов от общего числа французских избирателей, а это, понятно, большая сила.
Итак, впереди парламентские выборы, подготовка к которым должна пройти в ритме забега на стометровку, а не марафона. Как-никак только 20 дней на все про все. Заметим, что у правительственной партии и ее союзников сейчас нет абсолютного большинства в Национальном собрании, а по итогам предстоящего голосования, как предсказывают аналитики, она рискует оказаться в меньшинстве. Это значит, что Макрону светит "сожительство". То есть ситуация, когда согласно конституционным нормам ему придется назначать премьера из партии, что набрала большинство голосов. В данном случае - партии Марин Ле Пен. Сразу поясним, харизматическая блондинка на этот пост не претендует. У нее другие амбиции - президентские. Так что кандидатом на кресло главы правительства, как уже объявлено, будет Жордан Барделла. Напомним, что последний раз "сожительствовать" с премьером из оппозиционного лагеря пришлось в 1997 году Жаку Шираку. В парижской газете Le Figaro бросилась в глаза вот такая фраза: "Антимакронизм - это настроение, которое больше всего распространено во Франции". Я попросил прокомментировать ситуацию писателя, ветерана французской журналистики Доминика Жаме.
- Если правильно оценить итоги голосования, получается, что свыше 85 процентов французов, которые голосовали не за "Возрождение", а за другие партии, не только отрицательно относятся к Макрону, но даже испытывают к нему куда более негативное чувство. Почему это происходит? Множество причин. Прежде всего, потому, что президент и его правительство проявили свою несостоятельность решить проблему, которая больше всего волнует французов. Это стагнация или падение их жизненного уровня, покупательной способности. На второе место я бы поставил рост преступности. Французы не на шутку обеспокоены тем, что властями не обеспечивается надлежащий уровень безопасности как в городах, так и в провинции. И, конечно, приток иммигрантов, который, по мнению граждан, явно недостаточно контролируется.
К тому же людям не нравится стиль поведения Макрона - его нарциссизм и как бы театральная манера управления государственными делами. И еще. В условиях острой международной напряженности в связи с событиями на Украине французы, мягко говоря, не в восторге от позиции, которую хозяин Елисейского дворца занял в отношении этого опасного для Европы и не только конфликта.
Выборы в ЕвропарламентВыборы в Европарламент стали для немецких избирателей долгожданной возможностью свести счеты с собственным правительством. Согласно опросу, более половины избирателей (55%) заявили, что решающую роль в голосовании для них сыграла федеральная политика, и лишь сравнительно небольшая часть (35%) назвали решающим фактором политику ЕС. Под огонь критики попала в первую очередь партия "зеленых" - ее рейтинг упал на 8,6%. Сегодняшние "зеленые" готовы, будь на то их воля, завалить оружием все зоны военных конфликтов. Более того, Бербок - министр иностранных дел от партии "зеленых" - утверждает, что немецкое оружие спасает жизни людей на Украине. Неудивительно, что ее партия вынуждена платить за подобное вероломство и откровенную глупость. Двести тысяч голосов избирателей перешли от "зеленых" к "Альтернативе для Германии" и недавно основанной партии Сары Вагенкнехт. Обе партии выступают против типичной для "зеленых" агрессивной внешней политики. СДПГ, партия, традиционно позиционировавшая себя как народная, по-прежнему в "свободном падении".
За последние 10 лет ее поддержка избирателями сократилась и составляет на сегодняшний день 13,9%, что наполовину меньше, чем на выборах в Европарламент в 2014 году. На востоке Германии стремительно набирает популярность "Альтернатива для Германии". Результаты голосования наглядно продемонстрировали, что вплоть до сегодняшнего дня о настоящем воссоединении страны говорить еще рано. Жители Восточной Германии не чувствуют, что традиционные партии с запада Германии способны представлять их интересы в правительстве. За последние 30 лет ни одна оказалась не в состоянии удовлетворительно решить проблемы востока. Предпочтения избирателей также изменились: если раньше восточные немцы отдавали голоса левой партии, то теперь голосуют за AдГ.
Подготовил Герт Эвен Унгар (обозреватель RT специально для "Российской газеты")