Всего в мае 2024 года из Минеральных Вод в другие страны улетело 95 тысяч пассажиров - резкий всплеск в сравнении с маем прошлого года. При этом внутренний пассажиропоток незначительно сократился - на два процента. Общие же перевозки выросли на 2,4 процента. Среди популярных направлений Анталья, Ереван, Стамбул и Дубай. По России больше всего летают в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург и Новосибирск. Всего в 2023 году гавань обслужила составил 4,8 миллиона пассажиров. Такие данные статистики приводит пресс-служба аэропорта.
Несмотря на очевидный общий рост пассажиропотока, в мае этого года из Минвод отправилось на 1,6 процента меньше рейсов, чем в этом же месяце годом ранее. Ситуация связана с тем, что некоторые сезонные рейсы еще не открылись.
Воздушная гавань в Минеральных Водах уже давно стала транспортным хабом для всех, кто прилетает на Северный Кавказ, но она постепенно занимает и нишу пересадки для рейсов в Турцию, ОАЭ и Закавказье. Расширить возможности постараются с помощью нового терминала, который планируют сдать в начале 2025 года. Здание стоит около 14 миллиардов рублей.
Терминал внутренних воздушных линий будет оснащен пятью телескопическими трапами, современными системами обслуживания пассажиров и обработки багажа. Благодаря новому зданию аэропорта, гавань сможет обслуживать вдвое больше пассажиров - тысячу человек в час и 3,8 миллиона в год. Здесь пассажирам предложат, помимо стандартных, залы повышенной комфортности и класса "Бизнес".
Как рассказал корреспонденту "РГ" министр дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Евгений Штепа, его возведение идет в соответствии с графиком. Окончание работ запланировано на конец 2024 - начало 2025 года и символично синхронизируется с годом 100-летия воздушной гавани. Сейчас, спустя восемь месяцев после старта строительства, готовность составляет 21 процент.
По словам министра, расширят и привокзальную площадь, чтобы легче было добираться на рейс на личных авто. Здесь обустроят парковку и первую линию подъезда к терминалу, а также проведут общее благоустройство.
- Вопросы энерго- и теплоснабжения всего объекта проработаны тщательно. Здесь появятся четыре новые дизельные электростанции и две трансформаторные подстанции, дающие необходимый запас автономной работы, а также блочно-модульная котельная с новыми сетями теплоснабжения, - отметил Штепа.
По мнению экспертов авиационной отрасли, минераловодский аэропорт надолго закрепит свои позиции главного хаба и воздушных ворот Северного Кавказа. Развитие других аэропортов в СКФО зависит от настойчивости и возможностей властей региона. Чтобы качественно модернизировать воздушную гавань, нужно взаимодействие федеральных и местных властей, частных инвесторов. При этом ситуация с инвестированием в такие проекты в последние годы меняется, а ведь еще 10-15 лет назад в них вкладывался лишь федеральный центр.
К примеру, один из очевидных плюсов минераловодского аэропорта - его географическое расположение и местный климат. Минеральные Воды находятся между воздушными гаванями Сочи, Краснодара, Грозного, Владикавказа, Нальчика и Элисты. Когда там бушует непогода, рейсы зачастую перенаправляют на посадку именно на КМВ. Этому способствует стабильная погода - здесь нечасто бывает туман или слишком мощный ветер.
Как хаб воздушная гавань Минеральных Вод пока не может конкурировать с Сочи - пассажиропоток аэропорта на морском курорте более чем втрое выше. Однако Сочи перегружен, и авиакомпании зачастую выбирают именно Минводы, так как это удобнее.
Также для развития аэропорта как узлового важно налаживать авиасообщение с другими регионами России напрямую, минуя Москву. Как отметил редактор портала Avia.ru, авиаэксперт Роман Гусаров, соответствующая программа в стране сейчас успешно реализуется.
Государство в основном строит только аэродромную часть, которая по закону находится в собственности РФ. Сюда входит взлетно-посадочная полоса, навигационные сооружения и прочее. А вот терминалы аэропортов, благоустройство, места отдыха и парковки, предоставление услуг и обслуживание пассажиров уходят к коммерческим компаниям. .
Кстати
В воздушной гавани Минвод не обходится и без ЧП. Так, 23 апреля прием и отправку самолетов пришлось остановить из-за дефекта взлетно-посадочной полосы (ВПП). Устранить скол покрытия удалось за несколько часов. В прошлом году здесь произошел аналогичный инцидент. Так как взлетно-посадочная полоса в Минеральных Водах одна, а количество рейсов высокое, такие остановки работы ведут к большим издержкам для авиакомпаний.