"Графит" - проект хореографа Антона Пимонова - впервые увидел свет рампы в Москве на огромных площадках Дома культуры "ГЭС-2", где танцовщики располагались практически вплотную к окружавшим площадку зрителям. Идея спектакля: "Графит - хрупкость, структурность, переход уязвимости в силу". Музыку для него создал композитор Владимир Горлинский, включив в партитуру звучания африканских барабанов, тибетских чаш и придуманного им инструмента "брумстик-машины"; по мысли создателей, зритель-слушатель должен оказаться как бы внутри звукового потока. Для традиционного оперного зала композитор предложил иное расположение музыкальных инструментов, чтобы сохранить необычный акустический эффект.
"Специально для балета "Графит" мы вместе с моим ассистентом-технологом Романом Жауровым создали музыкальный инструмент - брумстик-машину, - рассказал композитор редакции театрального портала #uralopera. - Он представляет собой два ящика, которые выступают резонаторами, с натянутыми между ними струнами. К струнам подведен специальный рычаг, при помощи которого можно управлять высотой звука и специальным эффектом, создающим своеобразное водяное звучание. Мы построили два таких инструмента. Услышать их можно в самом начале балета. Кроме брумстик-машин у оркестра будут и другие возможности, позволяющие при помощи обычных инструментов добиться нужного звучания. Например, для контрабасиста мы придумали шарик, который надевается на палочку, и в определенный момент музыкант будет водить этим устройством по струнам вместо смычка: это даст инфернальный звук. Подобных маленьких девайсов у оркестра будет много. Их использование во время игры вписано в партитуру и добавляет в музыку неожиданных красок. Так что публике я рекомендую не только смотреть на сцену, где будет разворачиваться балетное действие, но и слушать, ловить музыкальные краски. Это позволит получить более полное, глубокое переживание от всего спектакля".
Второй балет "Птицы" поставил ведущий солист и хореограф Урал Балета Игорь Булыцын на музыку одноименной сюиты Отторино Респиги. По рассказам постановщика, в спектакле активно используются мультимедиа, много сложной хореографии. Ведущая идея проекта: все мы в какой-то мере птицы.
Трехактный вечер должен подчеркнуть преемственность творческих идей возрожденной Вячеславом Самодуровым балетной труппы - не случайно третьим балетом спектакля стали его "Вариации Сальери": они тоже знаменовали программное соединение традиций с поисками нового хореографического языка.
Вячеслав Самодуров возглавлял екатеринбургскую балетную труппу в течение 12 сезонов, введя ее в число сильнейших коллективов страны. В 2023 году он передал эстафету хореографу Максиму Петрову. На днях театр отметит юбилей своего многолетнего руководителя большим "Самодуров-гала".