12.06.2024 13:37
Культура

В театре "Урал Опера Балет" прошла премьера одноактных балетов "Графит" и "Птицы"

Текст:  Валерий Кузнецов
В театре "Урал Опера Балет" (Екатеринбург) прошла премьера одноактных балетов "Графит" и "Птицы", показанных в один вечер с "Вариациями Сальери" Вячеслава Самодурова, награжденными "Золотой маской" и украшающими афишу театра уже более десяти лет.
/ Иван Мохнаткин / Театр "Урал Опера Балет"
Читать на сайте RG.RU

"Графит" - проект хореографа Антона Пимонова - впервые увидел свет рампы в Москве на огромных площадках Дома культуры "ГЭС-2", где танцовщики располагались практически вплотную к окружавшим площадку зрителям. Идея спектакля: "Графит - хрупкость, структурность, переход уязвимости в силу". Музыку для него создал композитор Владимир Горлинский, включив в партитуру звучания африканских барабанов, тибетских чаш и придуманного им инструмента "брумстик-машины"; по мысли создателей, зритель-слушатель должен оказаться как бы внутри звукового потока. Для традиционного оперного зала композитор предложил иное расположение музыкальных инструментов, чтобы сохранить необычный акустический эффект.

Выпускники Академии русского балета им. Вагановой представят уникальную программу в Кремлевском дворце

"Специально для балета "Графит" мы вместе с моим ассистентом-технологом Романом Жауровым создали музыкальный инструмент - брумстик-машину, - рассказал композитор редакции театрального портала #uralopera. - Он представляет собой два ящика, которые выступают резонаторами, с натянутыми между ними струнами. К струнам подведен специальный рычаг, при помощи которого можно управлять высотой звука и специальным эффектом, создающим своеобразное водяное звучание. Мы построили два таких инструмента. Услышать их можно в самом начале балета. Кроме брумстик-машин у оркестра будут и другие возможности, позволяющие при помощи обычных инструментов добиться нужного звучания. Например, для контрабасиста мы придумали шарик, который надевается на палочку, и в определенный момент музыкант будет водить этим устройством по струнам вместо смычка: это даст инфернальный звук. Подобных маленьких девайсов у оркестра будет много. Их использование во время игры вписано в партитуру и добавляет в музыку неожиданных красок. Так что публике я рекомендую не только смотреть на сцену, где будет разворачиваться балетное действие, но и слушать, ловить музыкальные краски. Это позволит получить более полное, глубокое переживание от всего спектакля".

Второй балет "Птицы" поставил ведущий солист и хореограф Урал Балета Игорь Булыцын на музыку одноименной сюиты Отторино Респиги. По рассказам постановщика, в спектакле активно используются мультимедиа, много сложной хореографии. Ведущая идея проекта: все мы в какой-то мере птицы.

Трехактный вечер должен подчеркнуть преемственность творческих идей возрожденной Вячеславом Самодуровым балетной труппы - не случайно третьим балетом спектакля стали его "Вариации Сальери": они тоже знаменовали программное соединение традиций с поисками нового хореографического языка.

Вячеслав Самодуров возглавлял екатеринбургскую балетную труппу в течение 12 сезонов, введя ее в число сильнейших коллективов страны. В 2023 году он передал эстафету хореографу Максиму Петрову. На днях театр отметит юбилей своего многолетнего руководителя большим "Самодуров-гала".

Екатеринбург Танец