Заговорили об этом несколько лет назад, но начало реализации планов вышло не очень удачным. Первоначально предполагалось, что инвестпроект стоимостью 2,5 миллиарда рублей будет реализован в центре города машиностроителей Миасса. Но такая территориальная привязка вызвала неоднозначную реакцию жителей, испугавшихся, что она спровоцирует транспортный коллапс, поскольку поток фур не минует жилые районы. Выбор для инвестора и властей оказался непростым. С одной стороны, от появления мощного игрока очевидны плюсы для экономики территории в виде налогов, занятости населения, развития деловой среды, с другой - наружу выплеснулось недовольство горожан, считающих, что большегрузы парализуют движение общественного транспорта, а также ухудшат экологию. Выяснилось также: не все участки под застройку принадлежали муниципалитету, из-за чего прокуратура вынесла протест на решение миасских депутатов об отводе земли.
Несостоявшийся партнер, впрочем, не стал тогда качать права, дистанцируясь от скандалов. В компании решили не ввязываться в борьбу за место под миасским солнцем, хотя с точки зрения подготовки инфраструктуры оно идеально подходило для заявленных целей (здесь намеревались не только возвести логистический центр, но и развивать технопарк). Пресс-служба компании подготовила ответ, суть которого, если коротко, сводилась к следующему: нет так нет, у нас достаточно аналогичных предложений из других регионов. Дипломатичные формулировки выводили на туманные перспективы: в области будут, дескать, рассматриваться и другие подходящие площадки. Спустя некоторое время менеджеры онлайн-ретейлера действительно осмотрели территории вдоль трассы московского направления М-5 в районе Челябинска и поселка Атлян. Но дальше воцарилась тишина. И сам проект, у которого была возможность "приземлиться" в Челябинске, стал постепенно забываться.
Однако в апреле этого года глава и основатель компании Татьяна Бакальчук, выступая в качестве спикера на Российской креативной неделе в Челябинске, высказалась об узнаваемости местных брендов и готовности заниматься акселерационной работой. По ее словам, УрФО на платформе интернет-магазина занял шестую строчку по продажам, и, чтобы они росли, лучшим проектам маркетплейс готов оказывать сопровождение. Кроме того, он запустил собственный грантовый конкурс для местных производителей. Представители компании ездили с ним в Ханты-Мансийск, Иваново, доедут и до Челябинска, пообещала Бакальчук. Участники форума, стараясь читать между строк, увидели в этом добрый знак. Если крепнет коммуникационная связь, может, вновь забрезжит и перспектива для "потерявшегося" проекта?
Но вряд ли многие ждали столь скорой развязки. Однако уже через месяц на ПМЭФ-2024 прозвучало, что распределительный комплекс разместится в новой точке - в Сосновском районе, примыкающем к Челябинску с севера, по направлению к Екатеринбургу. Это заметно меняет первоначальную модель и схемы товарных потоков, но крупные трассы по-прежнему в шаговой доступности. Срок реализации проекта обозначен до 2027 года. Будет создано около 9 тысяч новых рабочих мест, что сопоставимо с предприятием даже не средних, а больших размеров.
Власти расценили соглашение как важнейшее и знаковое: регион бурно развивается, и сотрудничество, направленное на поддержку местных предпринимателей в сфере электронной торговли, будет иметь накопительный эффект. Прирост числа южноуральских продавцов на маркетплейсе, по данным статистики, в 2023 году по отношению к предыдущему составил более 32 процентов, рост продаж - 131 процент. Но это лишь видимая часть айсберга.
- В этом году мы планируем запустить первую очередь, в следующем - остальные. Будем рады посетить область и обсудить вопросы, в том числе рассмотренные в рамках Креативной недели в Челябинске. Мы создадим в области не только этот центр, за ним последует рост малого и среднего предпринимательства. С нашим приходом МСП в регионе обычно увеличивается на два процента, растут вторые и третьи круги предпринимательства. Кроме того, мы поддерживаем и социальные проекты, - подчеркнула Татьяна Бакальчук.
Стройка начнется прямо сейчас, сообщают в руководстве региона, давая понять, что подготовительная работа велась "за кадром" и выход на соглашение не был спонтанным, ведь подобные решения обычно принимаются после серьезного анализа.
ЦИФРА
9 миллиардов рублей составит по новым расчетам стоимость инвестиционного проекта логистического центра