Побывать в родной стране в царстве полярного дня или полярной ночи, конечно, стоит. И возможно, сейчас, когда "цивилизованный мир" воздвиг "железный занавес" с Россией и в соседствующие с Мурманском Норвегию и Финляндию добраться не так-то просто, многих охочих до путешествий, надеюсь, подвигнет мысль побывать в Мурманске - самом северном административном центре мира за Полярным кругом.
В Мурманске я оказался благодаря АСПИР (Ассоциации писателей и издателей России), объединившей писательские организации, возникшие после раскола СП СССР и РСФСР. Вот и на открытии Межрегиональной мастерской для писателей Северо-Западного федерального округа, проходившей в Мурманской областной научной библиотеке, после замминистра культуры Мурманской области Ольги Анисимовой выступили руководители двух региональных писательских союзов - Иван Бессонов и Илья Виноградов. Письмом поздравила участников и руководителей министр культуры РФ Ольга Любимова, а с экрана всех приветствовали руководитель АСПИР Сергей Шаргунов, президент Российского книжного союза Сергей Степашин и член Общественной палаты РФ Владимир Толстой.
Эти мастерские - прекрасный проект АСПИР, который проводится уже три года. Идея как бы обратная Форуму молодых писателей в подмосковных Липках, который придумал и горячо много лет осуществлял недавно ушедший от нас Сергей Филатов. Не собирать молодых писателей со всей страны в Подмосковье, чтобы они поработали в мастер-классах с известными поэтами, прозаиками, драматургами и критиками, живущими в основном в Москве и Петербурге, а, напротив, отправить засидевшихся в столицах мастеров в российские регионы. Впрочем, уже ставшие легендарными Липки остаются Липками, и одной из наград талантливым участникам региональных мастерских становится путевка на этот форум.
В 2022 и 2023 годах писательские мастерские прошли в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Пятигорске, Смоленске, Новосибирске, Казани, Ярославле, Тюмени, Владивостоке, Великом Новгороде, Астрахани и Нальчике. В этом году прошли или еще пройдут в Таганроге, Мурманске, Иркутске, Нижневартовске, Хабаровске, Твери, Дербенте и Перми.
Географический охват невероятный! Вся Россия в южном, северном, западном и восточном измерениях. Критики АСПИР в писательской среде, а такие, разумеется, есть, едва ли представляют себе организационную сложность проведения мероприятий с такой географией. А вопрос: зачем все это в наши тревожные времена? - и вовсе бессмысленный.
Работать с начинающими писателями (кстати, в возрасте от 18 до 60 лет) в Мурманск приехали прозаик, поэт и драматург Дмитрий Данилов, прозаик и редактор Сергей Самсонов, главный редактор журнала "Иностранная литература" Александр Ливергант, заведующая отделом прозы журнала "Знамя" Елена Холмогорова, прозаик и критик Владимир Березин, поэт, переводчик и издатель Максим Амелин, сценаристы Родион Белецкий и Алексей Сашин. Занятия проходили четыре дня по четыре часа. А кроме них были лекции, читки стихов, прозы и пьес.
Мурманск - литературный город с давними традициями. С ним связаны имена Михаила Пришвина, Максима Горького, Вениамина Каверина, Валентина Пикуля, Георгия Владимова... Все они не уроженцы Мурманска, города, созданного уж точно не в качестве питомника для литературных талантов, а как единственный незамерзающий военно-морской и торговый порт России на Крайнем Севере. Но все они благодарны Мурманску, именно он стал "базой" для создания их произведений.
Михаил Пришвин стал литературным первооткрывателем Мурманска. Он посетил Кольский полуостров в 1907-м, и впечатления от поездки отразились в его книге "За волшебным колобком".
23 июня 1929 года в Мурманск прибыл Максим Горький, только что вернувшийся в СССР. И я вполне понимаю его первые ощущения (а Горький все повидал - и Россию, и Европу, и Америку): "Когда поезд подкатился к Мурманску, часы показывали время около полуночи, а над океаном, не очень высоко над его свинцовой водой, сверкало солнце. Разумеется, я читал, что здесь "так принято", но, видя первый раз в жизни солнце в полночь, чувствуешь себя несколько смущенным и сомневаешься: честно ли работают часы?"
Прообразами капитана Татаринова в культовом романе Вениамина Каверина "Два капитана", без которого я не могу представить себя подростком, как и многие люди разных поколений, были Седов, Русанов и Брусилов. Третья экспедиция, начальником которой был молодой геолог Владимир Русанов, отправилась из Александровска-на-Муроме в 1912 году.
В Мурманске происходят события романа Георгия Владимова "Три минуты молчания", по которому недавно был снят фильм Бориса Хлебникова "Снегирь". Его съемки проходили в Мурманске. И здесь же в Териберке на берегу Баренцева моря снимался нашумевший фильм Андрея Звягинцева "Левиафан".
И конечно, без Мурманска и Северного морского флота нельзя представить себе Валентина Пикуля, памятник которому стоит в центре города.
А еще, гуляя по Мурманску, увидел на здании драматического театра афишу премьеры спектакля по пьесе моей московской знакомой, драматурга и сценариста Елены Исаевой. Недавно работал с ней над одним проектом. А о премьере в Мурманске ничего не знал...