Отметим, что изначально здесь было деревянное здание, а сам вокзал назывался Рязанским. Но с запуском движения по Московско-Казанской железной дороге в 1893 году вокзал переименовали по названию конечной станции - он стал Казанским. Старая вокзальная постройка не справлялась с потоком пассажиров. И в начале 20 века был объявлен конкурс на постройку нового здания.
Как рассказали в пресс-службе Московской казанской дороги, согласно конкурсу, архитекторы должны были впервые создать "ворота на Восток". Так и получилось. Проектировавший новое здание архитектор Алексей Щусев (по его проектам строили здание Мавзолея Ленина и станцию метро "Маяковская") сумел соединить в архитектуре и украшении комплекса западные и восточные традиции.
Официальная закладка нового вокзала состоялась летом 1914 года. Доминантой вокзала стала башня высотой 73 метра, стилизованная под знаменитую башню Казани - Сююмбике. Ее позолоченный шпиль украшает дракон Зилант - мифическое существо из татарских легенд. Причем чтобы поближе увидеть и башню, и дракона, по европейской традиции пару лет назад здесь открыли смотровую площадку. Это единственный вокзал с официальной смотровой площадкой. Она расположена на высоте 50 метров над землей. Казалось бы, немного, но отсюда открываются красивые виды на всю Комсомольскую площадь, а также на одну из семи сталинских высоток - гостиницу Ленинградскую.
Еще одна изюминка вокзала - зодиакальные часы, почти копия часов башни Святого Марка в Венеции. При этом сам фасад здания, а в длину он более 200 метров, стилизован под старорусскую архитектуру, в основу взяты новгородско-псковские постройки.
Внутреннее убранство вокзала поражает обилием потолочной и настенной барочной росписи, в том числе и помещение бывшей трапезной, а сейчас зал ожидания "комфорт". К слову, отдохнуть здесь можно не только в комфортабельных креслах, но и в капсульном отеле. Территория вокзала занимает более 100 тысяч квадратных метров. Чтобы проще было ориентироваться гостю или пассажиру вокзала, здесь установлены современные интерактивные схемы, есть местные видеосправочные.
Отметим, что это один из немногих вокзалов в России, где есть своя экскурсионная служба. Поэтому здесь можно встретить не только пассажиров, но и любопытных экскурсантов.