По данным ОПЕК, в апреле наша страна добывала в среднем приблизительно на 193 тыс. баррелей в сутки (б/с) больше, а в мае, по информации S&P Global Platts, на 190 тыс. б/с больше, чем могла по принятым на себя обязательствам ОПЕК+. Выйдем ли мы на согласованный уровень производства в июне, пока неизвестно. В минэнерго ранее заявляли, что в июне вопрос перепроизводства будет решен.
На компенсацию излишков добычи у нас будет достаточно времени, но в любом случае это будет означать какой-то объем дополнительного снижения производства. А это невыгодно ни нашим нефтедобывающим компаниям, ни бюджету. Многое, конечно, будет зависеть от цен на нашу нефть, но те объемы сокращения добычи, которые мы будем обязаны компенсировать, едва ли окажутся способны поднять котировки.
Если брать условия мая этого года, то сокращение добычи на 190 тыс. баррелей в сутки может снизить доходы бюджета только по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на 23 млрд руб. в месяц, за два месяца - на 46 млрд руб. А есть еще налог на добавленный доход (НДД), налог на прибыль и объемы нефтепереработки. Понятно, что подсчет очень грубый, макроэкономические условия меняются, компенсация будет растянута на несколько месяцев, к тому же в общем объеме доходов от добычи нефти эта сумма невелика, но все же речь идет о миллиардах рублей.
Но в беседе с "РГ" доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов заметил, что если учесть перевыполнение Россией плана по квотам в первом квартале этого года - в среднем на 105 тыс. б/с, то объем российского перепроизводства по итогам апреля и мая невелик. Около 1% от российской квоты с учетом сокращений во втором квартале (8,979 млн б/с). Компенсировать такие объемы, думается, будет не так сложно. А если компенсация будет растянута на несколько месяцев, то она и вовсе окажется достаточно безболезненной, считает эксперт.
По его мнению, добровольное сокращение производства уже заложено в систему планирования нефтегазовых доходов. И поскольку компенсация - это не новое снижение добычи, а лишь "возврат долга", то сюрпризов тут не будет. К тому же следует учесть, что экспорт России в марте и апреле должен был сокращаться в меньших объемах, чем добыча - на 121 тыс. б/с в апреле и на 71 тыс. б/с в мае. Таким образом, нивелируются риски сокращения нефтегазовых доходов бюджета. Ну и есть надежда, что конъюнктура мирового рынка нефти все же восстановится и цены на маркерные сорта, а вслед за ними и на Urals, пойдут вверх.
Как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, на фоне ожидания только предоставления плана в секретариат ОПЕК и его дальнейшего одобрения говорить о компенсации недостающих объемов в июне точно не стоит, поэтому скорее всего Россия начнет компенсировать отставание только с третьего квартала 2024 года. Однако к концу года мы уже выйдем на плановые значения по квоте на весь год, считает эксперт.
Остается вопрос о причинах невыполнения плана по квотам. Россия во втором квартале этого года взяла на себя дополнительные обязательства в рамках ОПЕК+ снизить добычу и экспорт нефти суммарно на 471 тыс. б/с. Распределение произошло следующим образом: в апреле сократить добычу на 350 тыс. б/с, а экспорт - на 121 тыс. б/с. В мае - на 400 тыс. и 71 тыс. б/с соответственно, а в июне сократить только добычу на 471 тыс. б/с.
По словам Андрианова, именно на апрель пришлась львиная часть этого объема - 350 тыс. б/с. При этом надо понимать, что снижение добычи - дело не такое простое, как кажется. Нет такого волшебного вентиля, который можно закрутить на требуемую величину. Сокращение производится не за счет прекращения работы целых месторождений, а путем точечной приостановки (или снижения) добычи на отдельных малорентабельных скважинах и пластах. Причем делать это надо так, чтобы не нанести вреда запасам, не потерять их навсегда, а сохранить возможность быстрого восстановления производства в случае необходимости (к примеру, после прекращения действия соглашения ОПЕК+). Кстати, когда альянс ОПЕК+ только создавался и Россия к нему присоединилась, много говорилось о трудностях и рисках такого точечного сокращения добычи. За годы действия соглашения определенный опыт накоплен, но все равно единовременное сокращение на 350 тыс. б/с - задача непростая, поясняет эксперт.
Как подчеркивает эксперт по энергетике Кирилл Родионов, Россия - далеко не единственный "нарушитель" сделки ОПЕК+. Дополнительное сокращение нефтедобычи в ближайшие месяцы должны будут осуществить Казахстан и Ирак. Во всех трех странах отклонение от квот во многом связано с более высокой конкуренцией в нефтедобывающей отрасли. В них нет одной доминирующей компании, которая являлась бы производственным подразделением национального энергетического регулятора, как это характерно для Саудовской Аравии (Saudi Aramco), ОАЭ (ADNOC) и Кувейта (Kuwait Oil Company).